Новости

Тайна гибели Валентины Матюхиной. Академия наук авиации и воздухоплавания поддержала историческую рубрику "Воздушный фронт Великой Отечественной" в журнале "Крылья Родины".

Матюхина Валентина Алексеевна, гв. лейтенант,

старший летчик 125-го гв. БАП им. М. Расковой


Авторы:
Иван Анатольевич Заболотский,
Александр Николаевич Заблотский

Он кричал напоследок, в самолёте сгорая:
«Ты живи! Ты дотянешь!» - доносилось сквозь гул.
Мы летали под Богом возле самого рая,
Он поднялся чуть выше и сел там, ну, а я - до земли дотянул.
В.С. Высоцкий.

Валентину Алексеевну Матюхину можно назвать идеальным образом советской девушки эпохи 1920-30-х гг. Дочь рабочего-железнодорожника, она, в родной Белой Калитве вступила в один из первых пионерских отрядов, созданных на Дону. Её школьные годы пришлись как раз на самый разгар коллективизации и обострения классовой борьбы на Дону, прекрасно описанных в романе «Поднятая целина» М.А. Шолохова. В её жизни советской школьницы был, конечно, пионерлагерь в ближайшем хуторе Дороговском, в подшефном колхозе, посильная помощь в хлебозаготовках, распространение «Крестьянской газеты» и многое другое. Её сестра вспоминала, что Валю, как активистку, направили на слёт в Москву. И полетела она туда на самолёте. Так в душе девушки впервые родилась мечта о полётах и желание стать пилотом.

После школы-семилетки, в 1931 г., Валя поступает в Шахтинский педагогический техникум, выбрав специальность преподавателя по труду. Однако в её дневнике того времени появилась такая запись: «Я очень люблю детей. Но чтобы они были счастливы, им нужно безоблачное, голубое небо. Небо надо защищать. Я должна стать лётчицей». В 1934 г., завершив учёбу, по комсомольской путёвке она направляется в 3-ю Объединенную школу пилотов и авиационных техников ГВФ в Балашове, а затем девушек-курсантов четырёх наборов переводят в Батайскую 1-ю Краснознаменную школу ГВФ имени П.И. Баранова для продолжения обучения. Получив диплом с отличием, Валентина Матюхина с 1937 г. работает пилотом на гражданских авиалиниях в Харькове. В 25 лет Валентина вступает в партию.

Валентина Матюхина надела военную форму в октябре 1941 г. В середине осени в составе ВВС Красной Армии начали формироваться три женских авиационных полка. Валентина была направлена для прохождения службы в 587-й бомбардировочный авиационный полк (впоследствии 125-й гвардейский им. М. Расковой), который комплектовался современными двухмоторными бомбардировщиками Пе-2. Освоение этих мощных, но непростых в управлении машин проходило летом-осенью 1942 г. на аэродроме Энгельс под Саратовом. Экипаж лейтенанта Матюхиной сформировался в конце сентября 1942 г. В него также вошли штурман младший лейтенант Прасковья Григорьевна Зуева и воздушный стрелок-радист старшина Магеррам Абсаули-Оглы Багиров. Первый учебный вылет этим экипажем они совершили 2 октября. Магеррам Багиров так вспоминал о нём: «Смотрю, Матюхина бежит ко мне. Доброе лицо, детские улыбающиеся глаза радостно смотрели на меня: «Вот молодец, Магеррамчик! Отлично стрелял. Лучше всех». Мне это было очень приятно. Мой командир экипажа был во мне уверен. С этого дня мы стали боевыми друзьями». В своих воспоминаниях бывший стрелок-радист очень тепло отзывался о своём командире: «Задорная она была, весёлая девушка. Играла всегда на гитаре. Она любила летать. Всегда говорила с волнением, как будто нервничает. Когда шутил, её карие глаза улыбались, а на щеках появлялись ямочки. Она была чистой, незлопамятной, доброй, любила правду».

587-й БАП был признан боеготовым в конце ноября 1942 г. и в следующем месяце начал перебазирование на фронт, под Сталинград. При перелёте на плоскости самолёта Валентины Матюхиной появились потеки и упало давление масла. Землю закрывала сильная позёмка, но Валентина смогла удачно посадить свою «пешку» на открывшееся среди непогоды лётное поле ближайшего по маршруту аэродрома.

Старшина Магеррам Абсаули-Оглы Багиров вместе с экипажем Валентины Матюхиной и техниками перед Пе-2. 1944 г .

Первый боевой вылет экипаж совершил 30 января 1943 г. для удара по окружённой в Сталинграде группировке противника. Уже через день при заходе на посадку на их самолёте с «несчастливым» бортовым номером «13» не вышла одна из стоек шасси. Все попытки выпустить её штатно или аварийно оказались безуспешны. Лейтенант Матюхина сажает самолёт на одну стойку шасси. И экипаж, и машина при этом уцелели.

В апреле 1943 г. 587-й бомбардировочный полк перебрасывают на Кубань. Валентина Матюхина летит на юг через родную Белую Калитву и пролетая родной город сбрасывает своим землякам приветственный вымпел. Весной и в начале лета полк поддерживает наши наземные части, которые вели тяжелые бои при прорыве немецкой обороны «Голубой линии» на Таманском полуострове.

26 мая при ударе по позициям противника Пе-2 лейтенант Матюхиной был повреждён осколками зенитного снаряда. Был пробит центральный бензобак. Струя бензина полилась в кабину стрелка-радиста. После доклада Багирова командир повела самолёт к прифронтовому аэродрому у станицы Абинской. Посадка снова прошла удачно. Силами экипажа удалось осколок извлечь, бензобак залатать и подготовить машину к вылету на следующее утро. По итогу этих боёв лейтенант Матюхина получила свою первую награду - орден Красной Звезды.

Читать полностью...
Новости Академии