Студенты МАИ придумали беспилотный комплекс для спасения утопающих.
Студенты Московского авиационного института разрабатывают беспилотный комплекс для предотвращения несчастных случаев на воде. Он предназначен для мониторинга потенциально опасных территорий, обнаружения пострадавших и их транспортировки к берегу. Через год планируется довести прототип до стадии тестирования.
— Я из Калининградской области, прилегающей к Балтийскому морю. В местных новостях я часто вижу репортажи о несчастных случаях на воде, а однажды и сам попал в отливное течение, — рассказывает инициатор проекта, студент института № 1 «Авиационная техника» МАИ Дмитрий Князев. — Наш комплекс упростит работу сотрудникам служб спасения и, надеюсь, сможет сохранить человеческие жизни.
Мобильный комплекс можно быстро развернуть и подготовить к работе в любом месте. Он состоит из беспилотной авиационной системы, беспилотного надводного аппарата и центральной станции.
Беспилотная авиационная система представляет собой самолёт с камерой, который осуществляет осмотр территории по заданному маршруту. Потенциально опасные ситуации распознаются с помощью нейросети, предварительно обученной на размеченных фотографиях, после чего кадры отправляется на центральную станцию, где их видит оператор.
Если оператор подтверждает, что человек находится в беде, в дело вступает беспилотный надводный аппарат. В обычное время он параллельно с беспилотным самолётом патрулирует акваторию, передавая на центральную станцию данные об отливных течениях, которые также учитываются в алгоритме разметки. Получив сигнал, надводный аппарат двигается по направлению к тонущему со скоростью примерно 60 км/ч. Приблизившись на расстояние 4–5 метров, он переходит в режим ручного управления. Анатомическая форма спасательного судна позволяет человеку удобно удерживаться на нём во время буксировки к берегу. Всё это время оператор общается с пострадавшим посредством встроенных динамиков и микрофона.
За обмен информацией между всеми элементами комплекса отвечает центральная станция. Она получает данные от беспилотников и организует Wi-Fi сеть, к которой подключается оператор, чтобы управлять аппаратами через приложение. Также к этой сети можно присоединиться через web-интерфейс, чтобы наблюдать за ходом спасательной работы.
Возможность реализовать свою идею у маёвцев появилась благодаря организованному Дирекцией «Аэромобильность» МАИ конкурсу «БЛАбаттл», где ребята заняли второе место. Конкурс, прошедший весной этого года, призван выявить и поддержать талантливых студентов, раскрыть их предпринимательский потенциал и дать толчок к развитию инновационных идей в сфере беспилотных авиационных систем. Проводимый впервые, «БЛАбаттл» объединил студенческие команды из шести регионов России. Всего в нём приняли участие более 40 проектов, три из которых были выделены экспертной группой Московского авиационного института на очной защите как наиболее интересные и перспективные для реализации.
— Такие события как «БЛАбаттл» создают мотивацию для развития, позволяют найти новые идеи и увлечённых единомышленников. В жюри оказались настоящие профессионалы своего дела. Они дали ценные комментарии по поводу нашего проекта. В перспективе мероприятие позволяет влиться в сообщество людей, увлечённых беспилотниками, что даёт основательную базу для дальнейшего развития в этой отрасли, — добавляет участник команды, студент института № 1 «Авиационная техника» Николай Федорович.
Команды-финалисты «БЛАбаттла» получили грантовую поддержку, в рамках которой была осуществлена закупка комплектующих для аппаратов, расходных материалов и программного обеспечения, прошли стажировки и консультации в центрах компетенций МАИ. Работу над своими проектами участники продолжили совместно с наставниками от Дирекции «Аэромобильность», среди которых опытные разработчики беспилотных авиационных систем и профессиональные пилоты БВС.