Новости

Академия наук авиации и воздухоплавания: 90 лет славного пути - юбилей Иркутского авиационного завода.

Отмечающий в этом году свое 90-летие Иркутский авиационный завод (ИАЗ) – филиал ПАО «Яковлев» Объединенной авиастроительной корпорации Госкорпорации Ростех – входит в число наиболее современных и динамично развивающихся предприятий машиностроения России. Сегодня завод является серийным производителем новейших авиалайнеров МС-21, авиационной техники военного назначения, осуществляет опытное производство. Возможности предприятия позволяют выполнять полный цикл работ, включающий конструкторскую и технологическую подготовку производства новой авиатехники, изготовление оснастки, выпуск опытных и серийных самолетов, их наземные и летные испытания, послепродажное обслуживание.

Всего авиастроителями Иркутска было произведено порядка 8 000 самолетов. Это легендарные бомбардировщики времен Великой Отечественной войны Пе-2 и Ер-2, торпедоносцы Ту-14, истребители МиГ-27 и Су-30 и летательные аппараты других типов.

В настоящее время Иркутский авиационный завод является крупнейшим промышленным предприятием Иркутской области. Генеральный директор – Вепрев Александр Алексеевич.

Страницы истории

Иркутский авиационный завод №125 был основан в 1934 году на фоне бурного индустриального роста в Иркутской (до 1937 года – Восточно-Сибирской) области. Первым самолетом, собранным на ИАЗе, стал истребитель И-14, разработанный КБ Туполева. Он впервые взлетел в небо в феврале 1935 года, спустя всего полгода после открытия завода.

Следующим детищем ИАЗа стал скоростной бомбардировщик АНТ-40 (СБ), выпуск которого начался весной 1936 года. Выпущенный в количестве свыше 6500 единиц, он стал самым массовым серийным самолетом ОКБ Туполева. Обе машины были новаторскими для своего времени и требовали от иркутских заводчан освоения новейших технологий. Как отмечается в материалах Ростеха, эти самолеты принимали участие в военных конфликтах на границе с Китаем, то есть с изначальной задачей – прикрыть дальневосточные рубежи страны современной авиатехникой – завод справился.

С началом Великой Отечественной войны на Иркутский авиазавод, находившийся в глубоком тылу, легла большая ответственность по восстановлению поредевшего в боях авиапарка ВВС. К началу войны конструктором В.М. Петляковым уже был разработан пикирующий бомбардировщик Пе-2, производство которого начинается на ИАЗе в 1941 году. Уже к концу года завод передал на фронт 144 «пешки», как называли этот самолет военные. Осенью 1941 года Завод №125 объединился с эвакуированным из Москвы старейшим в России авиационным заводом №39. Новое предприятие получает название «Авиационный завод № 39 им. И.В. Сталина».

Пикирующий бомбардировщик Пе-2

В 1942 году руководство завода переходит на казарменное положение, многим сотрудникам также приходится ночевать на работе. ИАЗ работает в условиях строгой ежедневной отчетности. К концу января выпуск Пе-2 достиг пяти самолетов в сутки. Для экономии топлива самолеты разобранными отправлялись на фронт железной дорогой, а сборка шла уже в Подмосковье. В августе 1942 года завод переходит к срочному освоению дальнего бомбардировщика Ил-4, предназначенного для бомбовых атак в глубоком тылу противника. В конце 1943 года на ИАЗе начинается серийный выпуск бомбардировщика Ер-2, разработанного в ОКБ В.Г. Ермолаева.

Всего с 1941 по 1945 гг. предприятие выпустило почти 2200 самолетов, в том числе: 730 пикирующих бомбардировщиков Пе-2, 134 дальних истребителя Пе-3бис, 919 тяжелых бомбардировщиков Ил-4, 391 дальний бомбардировщик Ер-2, четыре самолета особого назначения Ер-2ОН. Во время войны на заводе ежедневно собирали по 1-2 самолета, а к середине 1942 года темп выпуска бомбардировщиков Пе-2 доходил до пяти машин в сутки. Кроме того, в течение всей войны завод ежемесячно выпускал до 25 тысяч корпусов 82-миллиметровых пехотных мин. Специально созданный минный цех работал круглосуточно, без выходных. В ритме около 1000 мин в сутки цех проработал до конца войны. Также по инициативе и на средства, собранные иркутскими комсомольцами, заводская молодежь построила колонну из 12 танков, которая была отправлена на Северо-Западный фронт. За ударную работу завод 12 раз был удостоен благодарности Верховного Главнокомандующего.

За всеми этими цифрами – титанический самоотверженный труд всего коллектива завода, отмечается в материалах ОАК. Сразу после начала войны около 4000 заводчан ушли на фронт, их место у станков заняли женщины и подростки. Чтобы выполнить и перевыполнить производственное задание, коллективу приходилось трудиться, месяцами не покидая предприятие.

Родина высоко оценила труд иркутских авиастроителей. Указом президиума Верховного Совета СССР от 20 сентября 1945 года за образцовое выполнение заданий Правительства по производству боевых самолетов были награждены работники Ордена Ленина и Трудового Красного Знамени завода №39 Наркомата авиационной промышленности:

– Орденом Ленина – 5 человек

– Орденом Отечественной войны II степени – 40 человек

– Орденом Трудового Красного Знамени – 16 человек

– Орденом Красной Звезды – 18 человек

– Орденом Знак Почета – 31 человек

– Медалью «За трудовую доблесть» – 41 человек

– Медалью «За трудовое отличие» – 40 человек

Главный инженер завода К.А. Петров был отмечен Орденом Отечественной войны I степени, директор завода В.И. Абрамов – Орденом Кутузова II степени.

За годы войны в Иркутске сложилась передовая производственная школа со своими традициями, основными чертами которой стали на десятилетия вперед восприимчивость к прогрессивным технологиям и адаптивность к особенностям работы различных конструкторских бюро.

В первые послевоенные годы Иркутский авиазавод выпускает фронтовые бомбардировщики Ту-2. С 1950 года начинается реактивная эра завода: выпускаются реактивные торпедоносцы Ту-14 и реактивные бомбардировщики Ил-28. Машины этого типа долгие годы были основой ударных сил фронтовой авиации ВВС СССР, а также в массово поставлялись на экспорт в различные страны мира.

С 1957 года после реконструкции завода начинается производство грузовых самолетов Ан-12 и Ан-24Т для воздушно-десантных войск. Была проведена широкая реконструкция и возведены новые крупные здания агрегатносборочных и других цехов, что и позволило приступить к серийному производству крупногабаритной авиационной техники. Выпустив 155 самолетов Ан-12, Иркутский авиазавод передал их производство в Ташкент и Воронеж, а сам приступил к строительству самолетов других типов.

С 1960 по 1972 годы на заводе выпускается сверхзвуковой многоцелевой самолет Як-28 в различных модификациях. Именно этот самолет сейчас украшает площадь перед заводом.

Третье поколение фронтовых самолётов пришло в цеха завода вместе с запуском программы производства учебно-боевого самолета МиГ-23УБ. Его выпуск был налажен в кратчайшие сроки. Самолёты этого типа поставлялись в ВВС СССР и на экспорт, общий объем выпуска составил превысил 1000 единиц. Опыт строительства МиГ-23УБ позволил Иркутскому машиностроительному заводу в 1973 году приступить к производству сверхзвукового истребителя-бомбардировщика МиГ-27 – первого в СССР носителя высокоточного оружия нового поколения. Он имел сложный прицельно-навигационный комплекс, позволявший с высокой точностью поражать управляемыми ракетами точечные наземные цели. МиГ-27 успешно экспортировались, а также производились по лицензии в других странах (например, в Индии).

Во второй половине 1980-х годов ИАЗ выпускает истребитель четвертого поколения Су-27 (в дальнейшем он перешел на производство истребителей семейства Су-30 как для иностранных заказчиков, так и в рамках гособоронзаказа). В 1990-е годы на волне диверсификации производства завод серийно выпускал самолет-амфибию Бе-200 для гражданской эксплуатации.

В июне 1996 года по инициативе главного инженера завода было образовано опытно-конструкторское бюро легкой авиации. Итогом его работы стало создание лёгкого автожира А-002, не имевшего аналогов в российской авиационной промышленности. В 2006 году совместным решением Министерства обороны и Министерства промышленности и экономики РФ иркутскому авиазаводу было поручено производство учебно-боевого самолёта поколения «четыре плюс» Як-130.

В 2007 году корпорация «Иркут», частью которой был ИАЗ, была выбрана головным предприятием для реализации проекта перспективного магистрального лайнера МС-21. Для реализации программы на заводе была проведена модернизация производства, внедрены новейшие технологии, в результате чего ИАЗ стал одним из самых современных предприятий отечественного авиапрома.

Современность

С начала 2000-х годов Иркутский авиационный завод демонстрирует устойчивый рост объемов производства. Завод уделяет особое внимание постоянному росту и развитию своих сотрудников с помощью различных программ, при этом почти 40% персонала ежегодно проходят обучение, повышение квалификации и переподготовку. Кроме того, предприятие предоставляет сотрудникам социальную инфраструктуру, развивает медицинские учреждения, спортивные центры и объекты досуга. Завод также вносит свой вклад в научно-техническое и социальное развитие Иркутска и области и является одним из крупнейших налогоплательщиков региона, подчеркивает ПАО «Яковлев».

Сегодня ключевым проектом для завода является серийное производство новейших пассажирских самолетов МС-21. МС-21 – это среднемагистральный пассажирский самолет нового поколения. Авиалайнер, созданный на базе новейших разработок, ориентирован на наиболее востребованный сегмент рынка пассажирских перевозок. Первый полет МС-21 состоялся в 2017 г. В 2020 г. авиалайнер впервые поднялся в небо с российскими двигателями ПД-14 под крылом.
В декабре 2023 г. специалисты «Яковлева» в рамках программы сертификации успешно провели наземные испытания по аварийной эвакуации пассажиров и членов экипажа самолета МС-21. По результатам проверки Росавиация выдала одобрение главного изменения к сертификату типа, позволяющее перевозить на лайнере максимальное количество пассажиров, — до 211 человек.

Успешно реализуются производственные программы по направлению военной авиации. Так, в декабре 2023 г. ОАК сообщила, что Иркутский авиационный завод изготовил и передал Минобороны России новые многофункциональные истребители Су-30СМ2 и учебно-боевые самолеты Як-130. Авиационная техника прошла необходимые наземные и летные испытания и отправилась к месту несения службы.

Генеральный директор Объединенной авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь: «Иркутский авиационный завод своевременного выполняет план выпуска новых самолетов в рамках гособоронзаказа».

Истребители Су-30СМ2, как отмечает ОАК, представляют собой дальнейшее развитие самолетов, состоящих на вооружении ВКС и авиации ВМФ России. Новые машины получили усовершенствованный комплекс бортового радиоэлектронного оборудования. Благодаря проведенной по техническому заданию Минобороны России модернизации возросли боевые возможности самолетов. В частности, увеличилась дальность обнаружения и опознавания воздушных целей. В состав вооружения истребителей введены новые высокоточные средства поражения воздушных, наземных и морских объектов на дальности несколько сот километров.

Многофункциональный истребитель Су-30СМ2

Учебно-боевой самолет Як-130, разработанный ОАО «ОКБ им. А.С. Яковлева» (входит в состав ПАО «Яковлев») был выбран в качестве базового самолета для основной и повышенной подготовки летчиков ВКС России. Он позволяет на самом современном уровне обучать пилотов боевых самолетов поколения «4+» и «5». Самолет Як-130 является основным компонентом учебно-тренировочного комплекса, включающего интегрированную систему объективного контроля, учебные компьютерные классы, пилотажные и специализированные тренажеры.

5 июня 2024 года Иркутский авиационный завод посетил Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко. Белорусской делегации показали производственные цеха предприятия, выпускающие военную и гражданскую продукцию.

Как отмечает ОАК, Республика Беларусь является важным заказчиком российских самолетов, Вооруженные силы Республики эксплуатируют оба типа самолетов, серийно выпускаемых на ИАЗ – многофункциональные истребители Су-30СМ и учебно-боевые самолеты Як-130.

Визит президента Беларуси Александра Лукашенко на Иркутский авиационный завод

Учебно-боевой самолет Як-130 ВВС Беларуси

Юрий Слюсарь: «Мы наращиваем объемы производства российских самолетов, неоднократно бывали на белорусских заводах авиационного профиля. Эти предприятия сохранили авиационную производственную культуру. Поэтому сейчас от сотрудничества, которое у нас было по авиаремонту и военным программам, важно перейти к масштабированию наших задач по гражданской продукции. Потенциально, миллиарды рублей - это тот заказ, который мы можем разместить на белорусских авиационных предприятиях. Это детали, агрегаты. Экономически и технологически мы очень близки. У нас подписаны контракты, мы уже сейчас сотрудничаем, делаем номенклатуру для Ту-214, необходимо это масштабировать, вывести на новый уровень. Для этого нужна политическая воля и организация процессов, расчеты, инвестиции. В первую очередь, это сотрудничество по гражданским и транспортным программам. Что касается МС-21, то мы заинтересованы в расширении пула потенциальных эксплуатантов, в том числе в авиакомпании «Белавиа». Чем больше у нас будет опыт эксплуатации разными авиакомпания, тем это позволит сделать наш самолёт лучше».
Жизнь – авиации

11 июня 2024 года в ходе торжественного мероприятия, прошедшего в Министерстве промышленности и торговли РФ, глава Минпромторга РФ Антон Алиханов наградил директора Иркутского авиационного завода Александра Вепрева – он удостоен звания Героя Труда Российской Федерации. Высокая государственная награда присуждена за особые трудовые заслуги перед государством и народом.

Глава Минпромторга РФ Антон Алиханов вручил звезду Героя Труда Российской Федерации директору Иркутского авиационного завода Александру Вепреву


Александр Вепрев в 1974 году окончил Иркутский политехнический институт по специальности «самолетостроение», тогда же начал свою трудовую деятельность в Иркутском филиале Научно-исследовательского института технологии и организации производства (НИАТ), где прошел путь от инженера-технолога до директора. На Иркутском авиационном заводе работает с 1997 года, возглавил предприятие в 2008 году. Александр Алексеевич – кандидат технических наук, автор более 70 научных работ и публикаций, а также обладатель более 20 авторских свидетельств и патентов на изобретения. Почетный авиастроитель РФ.

Академия наук авиации и воздухоплавания искренне поздравляет весь коллектив Иркутского авиационного завода со знаменательным 90-летним юбилеем! Счастья, здоровья и успехов! Пусть все задуманное реализуется!

2024-07-29 08:21 Новости Академии