Новости

85 лет техническому совершенству: юбилей ОДК-Авиадвигатель.

Пермское конструкторское бюро АО «ОДК-Авиадвигатель» Объединенной двигателестроительной корпорации отмечает 85-летие. Созданные в его стенах двигатели обеспечили славу отечественной авиации. Среди них - один из самых массовых российских двигателей для пассажирских самолетов ПС-90А. Пермскими конструкторами создан являющийся надеждой российской гражданской авиации двигатель ПД-14, впервые в отечественной истории разрабатывается двигатель большой тяги ПД-35. Сегодня спектр работы предприятия широк – помимо двигателей для авиации это – промышленные газотурбинные установки мощностью 4–34 МВт для транспорта газа, электростанции мощностью 2,5–25 МВт. Предлагаем проследить исторический путь легендарного КБ и взглянуть на сегодняшний день.

«Талантливые конструкторы под руководством Героя Труда Российской Федерации, академика РАН Александра Иноземцева разработали первый отечественный двигатель пятого поколения ПД-14 для среднемагистральных самолетов. Кроме того, за создание двигателя-демонстратора технологий большой тяги ПД-35 "ОДК-Авиадвигатель" стало лучшим ОКБ и лауреатом премии «Авиастроитель года».

Пермское конструкторское бюро разработало линейку газотурбинного оборудования для транспортировки газа и энергетики. Они используются на объектах ТЭК России. Авиационные и промышленные двигатели серийно производятся на предприятии "ОДК-Пермские моторы", которое отметило в этом году 90-летие. Здесь работают тысячи профессионалов своего дела, которые обеспечивают выпуск надежных и современных двигателей», - заявила Объединенная двигателестроительная корпорация Ростеха по случаю юбилея пермского КБ.

Александр Александрович Иноземцев, заместитель генерального директора АО «ОДК» по управлению НПК «Пермские моторы», управляющий директор-генеральный конструктор АО «ОДК-Авиадвигатель», Герой Труда Российской Федерации, академик РАН, член Президиума Академии наук авиации и воздухоплавания

Направления деятельности "ОДК-Авиадвигатель":

·Разработка газотурбинных двигателей для пассажирской и транспортной авиации

·Разработка, серийный выпуск, монтаж, пусконаладочные работы, ремонт, гарантийное и текущее обслуживание ГТЭС мощностью от 2,5 до 25 МВт

·Разработка, сопровождение серийного производства и эксплуатации ГТУ для нагнетателей газа магистральных газопроводов мощностью от 4 до 34 МВт

·Производство модулей, деталей, сборочных единиц для авиадвигателей и ГТУ как собственной, так и сторонней разработки

·Конструкторское сопровождение серийного изготовления авиадвигателей и ГТУ собственной разработки

·Продление ресурса изделий собственной разработки в эксплуатации

·Ремонт и обслуживание изделий собственной разработки

Продукция "ОДК-Авиадвигатель":

·Газотурбинные двигатели для пассажирской и транспортной авиации: ПС-90А, ПС-90А-76, ПС-90А1, ПС-90А2, ПС-90А3, ПД-14

·Газотурбинные установки для транспорта нефти и газа: ГТУ-4ПГ, ГТУ-6ПГ, ГТУ-10П, ГТУ-12П, ПД-14ГП-1/-2, ГТУ-16П, ГТУ-16ПМ, ГТУ-25П, ГТУ-25ПМ, ГТНА «Урал-6000»

·Газотурбинные установки для энергетики: ГТУ-2,5П, ГТУ-4П, ГТУ-6П, ГТУ-12ПГ-2, ГТЭ-16ПА, ГТЭ-25П и ГТЭ-25ПА

·Энергетические агрегаты: ЭГЭС «Урал-2500», ЭГЭС «Урал-4000», ЭГЭС «Урал-6000», ЭГЭС-12СА, ЭГЭС-16П и ЭГЭС-16ПА, ЭГЭС-25П и ЭГЭС-25ПА

Вехи истории

11 декабря 1939 года Постановлением ЦК ВКП(б) и Совета народных комиссаров СССР, подписанным И.В. Сталиным и В.М. Молотовым, был организован опытно-конструкторский цех (больше известно как ОКБ-19) под руководством главного конструктора Аркадия Дмитриевича Швецова, создателя первого отечественного авиационного мотора М-11.

Аркадий Дмитриевич ШВЕЦОВ

Под его руководством коллектив ОКБ сначала освоил лицензионный американский мотор М-25, а затем стал успешно выполнять свою основную задачу: разрабатывать двигатели собственной конструкции.

ОКБ-19 создало семейство поршневых звездообразных двигателей воздушного охлаждения (так называемые «звезды Швецова»), которые устанавливались на самолеты Поликарпова, Туполева, Лавочкина, Сухого, Ильюшина, Антонова. Наиболее известны истребители И-15, И-16 – «ишачки», у успехов сражавшиеся в небе Испании, транспортные Ли-2 и занесенный в «Книгу рекордов Гиннеса» самолет-долгожитель Ан-2, который работает в небе уже 80 лет.

Истребитель И-16

Двигатели Швецова сыграли решающую роль в «битве моторов» Второй мировой войны. Так в 1941 году в Перми появился уникальный АШ-82 (с 1944 года моторы, созданные под руководством А.Швецова, получили марку «АШ»). Новый мотор, установленный на истребитель Лавочкина Ла-5, обеспечил советскому самолету превосходство над однотипным немецким «Фокке-Вульф-190». В 1945 г. советский ас И.Н. Кожедуб на самолете Ла-7 с пермским мотором АШ-82Ф сбил немецкий реактивный самолет Ме-262. Затем появилась более мощная модификация для Ла-5, Ла-7 и фронтового бомбардировщика Ту-2.

После Победы практически все новые разработки поршневых двигателей для военной и гражданской авиации страны сконцентрировались в ОКБ-19. В Перми разработали двигатели для первого самолета-носителя атомной бомбы Ту-4, для пассажирского Ил-12 и легендарного самолета Ил-14, который за более чем 35-тилетнюю жизнь в небе был и грузовым, и пассажирским, и покорителем Арктики. Пермские конструкторы не обошли вниманием и вертолеты Ми-4 и Як-24, создав для них поршневой мотор и редуктор.

Общее число серийно изготовленных поршневых двигателей, разработанных ОКБ-19, превысило 105 тысяч. Их производили серийно 37 советских и 5 иностранных заводов.

Газотурбинные реактивные двигатели для авиации в тот период разрабатывали все конструкторские бюро СССР. И только пермское ОКБ-19, загруженное поршневой тематикой, последним подключилось к этому направлению.

Читать полностью...
Новости Академии