Автор:
Алексей Рогозин, вице-президент по транспортной авиации ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация», генеральный директор Авиационного комплекса имени С. В. Ильюшина с 2017—2019 гг.
Алексей Рогозин, вице-президент по транспортной авиации ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация», генеральный директор Авиационного комплекса имени С. В. Ильюшина с 2017—2019 гг.
Старожилы с фирмы Ильюшина, которую я возглавлял два года, рассказывали, что когда в 1993 году встала задача сертифицировать самолёт в США (а раньше ни один советский самолёт с этой процедурой не сталкивался), никто не знал, как с точки зрения американских авиационных властей будут оценены конструкторские решения отечественной авиаконструкторской школы. Вопросы могли касаться надёжности и безопасности, ресурса, комфорта. Однако, когда американские специалисты начали смотреть представленные документы "Ил", быстро стало понятно, что мы не только не уступали, но и во многих вопросах превосходили западных авиастроителей.




Проблемой был, пожалуй, только российский двигатель ПС-90, да и то только с точки зрения эмиссии и расхода топлива. Начали прорабатывать возможность поставить канадские двигатели Pratt&Whitney. Так на свет родился самолёт Ил-96М - самолёт-рекордсмен, способный перевозить 435 пассажиров. Благодаря экономичным двигателям он мог преодолеть запреты, связанные с высокой эмиссией вредных веществ и шума, и выйти на стоимость лётного часа, позволяющую конкурировать с любыми западными широкофюзеляжными самолётами дома и за рубежом.
А дальше... А дальше лоббисты из Boeing и Airbus крепко взялись за российский рынок и убедили всех, что покупка серебристых иностранных лайнеров лучше, чем развитие собственного производства. Единственный Ил-96М за "ненужностью" порезали в 2009 году. Модернизация практически прекратилась, хотя благодаря эксплуатации в правительственном лётном отряде "Россия" самолёт продолжает свои полёты, заслуженно имея репутацию надёжного и безопасного воздушного судна.
В 2015 году программа получила второе дыхание - Правительством РФ было принято решение о создании новой пассажирской модификации - Ил-96-400М. Значительная работа была проведена по планеру, салону и авионике, однако выйти на лётные испытания пока не удалось. Почему? Много причин. Когда-нибудь расскажу.
А дальше... А дальше лоббисты из Boeing и Airbus крепко взялись за российский рынок и убедили всех, что покупка серебристых иностранных лайнеров лучше, чем развитие собственного производства. Единственный Ил-96М за "ненужностью" порезали в 2009 году. Модернизация практически прекратилась, хотя благодаря эксплуатации в правительственном лётном отряде "Россия" самолёт продолжает свои полёты, заслуженно имея репутацию надёжного и безопасного воздушного судна.
В 2015 году программа получила второе дыхание - Правительством РФ было принято решение о создании новой пассажирской модификации - Ил-96-400М. Значительная работа была проведена по планеру, салону и авионике, однако выйти на лётные испытания пока не удалось. Почему? Много причин. Когда-нибудь расскажу.


Так или иначе, Ил-96 - гордость российского авиастроения. Всех ильюшинцев - с годовщиной! Как говорил Сергей Владимирович Ильюшин, "память конструктору в небе поют самолёты". Успехов в постройке новой авиационной техники, которая, как никогда, нужна сейчас стране!