Новости 2025

Казанский вертолетный завод: 85 лет свершений.

История Казанского вертолетного завода (КВЗ) берет свое начало в сентябре 1940 г., когда в Наркомат авиационной промышленности СССР был передан Ленинградский завод № 387 –через месяц после начала Великой Отечественной войны его эвакуировали в г. Казань и объединили с деревообрабатывающим заводом №169. Так начался путь казанского предприятия в авиастроении. Сегодня КВЗ входит в холдинг «Вертолеты России» Госкорпорации Ростех. Вертолёты, изготовленные в Казани, суммарно налетали более 50 млн летных часов по всему миру. За всю историю существования завода было изготовлено около 12 000 вертолётов Ми-4, Ми-8, Ми-14, Ми-17 и их модификаций, техника поставлена в более чем 90 стран мира.

«Небесный тихоход» для фронта

31 августа 1941 года на казанском заводе был собран первый серийный самолет У-2 выпускавшийся ранее в Ленинграде. 2 сентября 1941 года первую машину поднял в воздух опытный летчик–испытатель Борис Брониславович Бирбуц (первый начальник ЛИС). Завод приступил к серийному выпуску самолетов У-2 с одновременной его модернизацией под военный вариант У-2ВС. Наращивая темпы производства по изготовлению У-2, завод продолжал также выпускать детали для истребителя ЛаГГ-3 и запчасти к самолету И-15бис.

Самолеты У-2 (По-2) в сборочном цехе

После первой эксплуатации самолетов У-2ВС, в боевых условиях, Г.И. Бакшаев получает первые отзывы и просьбы из воинских частей. Нужны еще ёмкости для перевозки раненых, грузов, боеприпасов и продуктов. Так появляются санитарно-транспортные гондолы, названные кассетами Бакшаева. Кассеты Бакшаева могли устанавливаться на любой модификации У-2 и предназначались для перевозки грузов и одного раненного на носилках. Крепились они на нижних плоскостях коробки крыльев по левой и правой стороне, закрываемых лёгкосъёмными крышками обтекателями. Вес одной кассеты составлял 17 кг. Самолеты У-2 с кассетами Бакшаева спасли жизни сотням раненных бойцов, женщинам и детям. После смерти Н.Н. Поликарпова, 30 июля 1944 года, самолет У-2 стал называться По-2.

Ремонтные бригады завода находились в войсковых частях, работая в тяжелых условиях, под бомбежкой, вблизи передовой линии фронта, внедряя в части опыт по восстановлению самолетов в полевых условиях.

В первые недели войны завод лишился более 1200 человек. Всего за период с 1941 по 1945 гг. на фронт ушел каждый второй работник завода. Из них каждый третий не вернулся с войны. На местоушедших на фронт мужчин к станкам встали женщины и подростки. При заводе было открыто ремесленное училище, которое подготовило за годы войны 423 молодых рабочих в возрасте 14-15 лет.

Среди рабочих возникло движение двухсотников и трехсотников, выполнявших 2 – 3 нормы за себя и за товарищей, ушедших на фронт. Воспоминания ветеранов свидетельствуют о трудностях, с которыми сталкивался коллектив в первое время организации нового производства, работая иногда круглосуточно. В цехах было холодно, не хватало еды…

«Все для фронта, все для победы!» – заводчане жили этим лозунгом. Несмотря на напряженный ритм работы, в цехах и лабораториях организовывались воскресники в фонд обороны. Регулярно отчислялись денежные средства в помощь партизанам, в фонд восстановления городов, на постройку самолетов. Заводчане собирали теплые вещи для Красной Армии и партизан. Проявляя личную инициативу, работники завода оказывали помощь фронтовикам, инвалидам, подшефному госпиталю.

С 1941 по 1945 г. предприятие изготовило для фронта около 11 тыс. бипланов По-2 – легких ночных бомбардировщиков. К 1945 г. производство боевых самолетов выросло в 3,5 раза: со 100 до 350 штук в месяц. Здесь был собран каждый десятый боевой самолет, выпущенный авиационной промышленностью СССР за годы Великой Отечественной войны.

Всем известный снимок солдата водружающего флаг Победы на здание Рейхстага в Берлине 30 апреля 1945 года был сделан с самолета По-2 военным корреспондентом «Правды» Виктором Теминым, самолёт был выпущен на казанском заводе.

Великий труд заводчан был оценен по достоинству. В 1945 г. казанский завод № 387 награжден орденом Трудового Красного Знамени.

После окончания Великой Отечественной войны предприятие активно включилось в восстановление народного хозяйства. В период с 1947 по1951 гг. казанский завод №387 изготовил 9 221 комбайн с копнителями. На экспорт отправлено 98 шт. В 1948 году производство комбайнов доходило до 10 штук в день.

Начало производства винтокрылых машин

В сентябре 1951 года на завод стали поступать детали для первых тридцати вертолетов Ми-1. Заводу предстояло впервые в СССР самостоятельно наладить серийное производство вертолетов.
В апреле 1952 года на территории летно-испытательной станции (ЛИС) КВЗ вертолет Ми-1 совершил свой первый испытательный полет. Эта машина создавалась как вертолет связи, грузоподъёмностью до 2 человек, но благодаря хорошим летно-техническим характеристикам эксплуатировалась в ВВС и гражданской авиации СССР, пользовалась популярностью в Союзных республиках. О хороших летно-технических особенностях вертолета Ми-1 говорят установленные в 1958-1968 гг. 27 мировых рекордов. На вертолете можно было выполнить одну из сложных фигур пилотажа - «Мертвую петлю».

Вертолет Ми-1

На предприятии в период с 1951 по 1953 гг. было выпущено 30 вертолетов Ми-1. С 1954 года их производство по решению руководства страны перевели в Польшу.

Но казанских вертолетостроителей ждал новый бестселлер: в 1953 году КВЗ был назначен головным заводом по изготовлению вертолетов Ми-4, и выпускал их вплоть до снятия с производства в 1968 году.

В 1956 г. Ми-4 стал первым советским вертолетом, поставленным на экспорт – его даже купила одна из европейских стран для перевозки людей на высокогорные курорты. В мае 1961 года КВЗ победил в конкурсе на поставку вертолетов в Индию и впервые изготовил крупную партию Ми-4 – 120 машин.

К месту приземления Юрия Гагарина был отправлен Ми-4. И именно вертолет данной серии обнаружил впоследствии космонавтов Алексея Леонова и Павла Беляева, приземлившихся в пермской тайге.

Вертолет Ми-4

В 1950-1970 годах Ми-4 был основным транспортно-десантным вертолётом стран Варшавского Договора. А Китай выпустил по лицензии более 500 Ми-4 (под индексом Z-5).

Начиная с 1956 года, КВЗ поставил Ми-4 на экспорт в 34 страны мира. Всего с 1953 по 1968 гг. на заводе было изготовлено 3257вертолетов Ми-4 в различных модификациях.

В 1972 году на Казанском вертолетном заводе было развернуто серийное производство противолодочного вертолета Ми-14.

Противолодочный вертолет Ми-14

С 1973 по 1986 год КВЗ выпустил 273 Ми-14. Вертолет выпускался в трех разных вариантах исполнения: противолодочный – основная модификация, поисково-спасательный, тральщик. Машины поставлялись для оборонных ведомств, около сотни вертолетов Ми-14 были проданы за рубеж: в Болгарию, Вьетнам, ГДР, Кубу, Ливию, Польшу, Северную Корею, Сирию, Эфиопию, Югославию, Ирак, Индию и другие страны.

Самый массовый вертолет в мире

26 октября 1965 года первый серийный вертолет Ми-8 совершил первый 12-минутный полет. Так начиналась история производства легендарных «восьмерок» на КВЗ.

В 1971 году был утвержден эскизный проект Ми-8М, его решили модернизировать в два этапа, т.е. до постройки варианта с доработанным фюзеляжем создать промежуточный с минимальным изменением конструкции. Вместо ТВ2-117 и старой трансмиссии на Ми-8Т решили установить двигатели ТВ3-117МТ, главный редуктор ВР-14 и усиленную трансмиссию. Кроме того, модернизированный аппарат предполагалось оснастить вспомогательной силовой установкой АИ-9 (стартер-генератор). Хвостовой винт с увеличенной хордой лопасти установили с левой стороны. Благодаря изменению направления вращения, при котором нижняя лопасть шла вперед — навстречу возмущенному потоку от несущего винта – возросла эффективность путевого управления, особенно в условиях высокогорья. В то же время в начале 1970-х годов началось массовое снятие с эксплуатации Ми-4, а Ми-8 с ТВ2-117 не могли их заменить в странах с жарким климатом и в горных условиях. Пришлось поторопиться, и летом 17 августа 1975 года модернизированный вертолет Ми-8МТ впервые подняли в воздух.

Ми-8МТВ-1 (борт топографов). Киргизия

Летные испытания показали значительное улучшение летно-технических характеристик, особенно потолка и скороподъемности. Принятый на вооружение вертолет получил название Ми-8МТ и с 1977 года пошел в серийное производство на Казанском вертолетном заводе. С 1978 года впервые вертолёт Ми-8МТ с двигателями ТВ3-117МТ серии III начал серийно выпускаться на КВЗ.

Бои в Афганистане заставили пересмотреть портфель заказов и к середине 1980-х годов Ми-8МТ и его модификации стали основными на заводских сборочных линиях.

Впервые в 1981 году Ми-8МТ был продемонстрирован на авиационном салоне в Ле-Бурже во Франции. Именно тогда из коммерческих соображений ему было присвоено экспортное название Ми-17, под которым вертолет получил широкое распространение на мировом рынке. Пассажирская версия вертолета впоследствии получила название Ми-172. Базовая модель Ми-8МТ послужила основой для создания многочисленных модификаций: Ми-8МТВ-1, Ми-8МТВ-2, Ми-8МТВ-3, Ми-8МТВ-5-1, Ми-17-1В, Ми-17В-5, Ми-172, предназначенных для различных областей военного и гражданского применения (поисково-спасательный вариант, командные пункты, средства радиоэлектронного противодействия, пассажирские VIP-салоны, летающие госпитали и другие).

Ми-17 в горах Непала

Сегодня вертолеты Ми-8/17 по-прежнему пользуются спросом. Например, они уже не одно десятилетие эксплуатируются в МЧС России.

Вертолеты варианта «Салон» на базе Ми-8МТВ-1 и Ми-172 Казанского вертолетного завода используются для перевозки первых лиц России, Татарстана, а также многих иностранных государств. И уже много лет подтверждают свой высокий уровень комфорта и безопасности.

Поставки вертолетов семейства Ми-8 продолжаются. Так, в июле 2025 г. было объявлено о том, что холдинг «Вертолеты России» в рамках контракта с Государственной транспортной лизинговой компанией (ГТЛК) передал десять новых вертолетов Ми-8МТВ-1 для пяти российских авиакомпаний. Вертолеты Казанского вертолетного завода призваны транспортную доступность регионов Сибирского, Уральского и Дальневосточного федеральных округов, где необходимо летать, в том числе в сложных климатических условиях.

«Переданные машины произведены в рамках контракта холдинга „Вертолеты России“ и ГТЛК на поставку 86 вертолетов Ми-8МТВ-1. Все авиаперевозчики, которые сегодня получили новую технику, являются нашими давними и надежными партнерами. Они работают в регионах с очень непростыми климатогеографическими условиями, где вертолеты, без преувеличения, незаменимы. Убежден, что новые „восьмерки“ сыграют важную роль в повышении транспортной доступности удаленных территорий, обеспечении их жителей своевременной медицинской помощью, что для нас, как для производителя, крайне важно», — отметил генеральный директор холдинга «Вертолеты России» Николай Колесов.

Многоцелевые вертолеты Ми-8МТВ-1 производства КВЗ могут работать при экстремально низких и высоких температурах, осуществлять взлет и посадку даже на необорудованные площадки. Винтокрылые машины способны нести на борту широкий спектр оборудования, необходимого для оказания во время транспортировки экстренной медицинской помощи и поддержания жизни даже тяжелых пациентов. Каждое воздушное судно может перевозить сразу двух пациентов в сопровождении медицинских работников.

В мае 2025 г. «Вертолеты России» в рамках контракта с компанией «ПСБ Авиализинг», входящей в группу компаний «ПСБ Лизинг», передал Национальной службе санитарной авиации (НССА) девять вертолетов Ми-8МТВ-1 производства КВЗ. Партия винтокрылых машин завершает исполнение договорных обязательств на поставку 66 воздушных судов для оператора санавиации Ростеха.

Первый заместитель генерального директора Госкорпорации Ростех Владимир Артяков: «Проект Национальной службы санитарной авиации развивается с 2017 года. В его рамках Ростех, что называется, „под ключ“ осуществляет производство, оснащение специализированным оборудованием, обслуживание и эксплуатацию вертолетной техники в интересах здравоохранения. Это большая слаженная работа, где участвует целый ряд наших предприятий, включая Казанский вертолетный завод. Значительная часть поставленных для НССА машин нашего производства выполняет задачи по медицинской эвакуации больных и пострадавших в северных регионах страны и на Дальнем Востоке. Финальная партия из девяти воздушных судов также будет распределена по местам базирования в разных субъектах РФ. Надежность и неприхотливость милевских „восьмерок“ подтверждается десятилетиями непрерывной эксплуатации, мы регулярно получаем положительные отзывы летного состава эксплуатирующих организаций о наших вертолетах».

Казанский вертолетный завод — ключевой поставщик вертолетов для НССА, география присутствия которой постоянно расширяется. На сегодня оператор Ростеха выполняет санитарные рейсы в 54 российских регионах. Благодаря применению вертолетной техники медикам удается соблюсти правило «золотого часа», когда для спасения жизни пациента нельзя упускать ни минуты.

Легкий Ансат: визитная карточка КВЗ и флагман развития санавиации

В начале 90-х специалисты предприятия, проанализировав спрос на вертолеты среднего класса и спрогнозировав его динамику на ближайшие годы, пришли к неутешительному выводу - предприятию выгоднее сменить профиль деятельности и выпускать востребованные товары народного потребления. На акционерном собрании решили: будем строить вертолеты. А для наибольшей конкурентоспособности предприятия расширим производственную линейку. Наряду с машинами среднего класса, начнем выпускать легкие, высоко востребованные в России вертолеты.

13 апреля 1993 года был подписан Протокол № 1 учредительного собрания по организации Общественного конструкторского центра (ОКЦ) для разработки вертолета и его составных частей. С того момента и началась история Ансата.

К маю 1995 года удалось создать макет вертолета. 17 января 1997 года Казанский вертолетный завод получил сертификат разработчика авиационной техники. В мае этого же года на летно-испытательный комплекс выкатили первый прототип Ансата – ПТ-1 – для наземных испытаний. Через месяц его показали на выставке Ле Бурже. К слову, на ParisAirShow Ансат триумфально вернулся в 2019 году: в рамках 53-го Международного аэрокосмического салона были продемонстрированы два вертолета – в медицинской и VIP комплектациях.

В 1999 году началась работа над вторым прототипом Ансата – ПТ-2 – для лётных и сертификационных испытаний. 17 августа 1999 года ПТ-2 впервые поднялся в воздух. Новую машину презентовали Президенту Татарстана – Минтимеру Шаймиеву. Результаты испытаний ПТ-1 и ПТ-2 были учтены при постройке третьего экземпляра. Он поднялся в воздух 27 декабря 2001 года и в дальнейшем использовался для прохождения сертификации в соответствии с требованиями российского авиарегистра и послужил эталоном для разворачивания серийного производства.

Согласно сертификату, конструкция Ансата позволяет оперативно трансформировать его как в грузовой, так и в пассажирский вариант с возможностью перевозки до 7 человек. В мае 2015 года было получено дополнение к сертификату типа на модификацию вертолета с медицинским модулем. Ансат сертифицирован для использования в температурном диапазоне от -45 до +50 градусов по Цельсию, а также для эксплуатации в высокогорье. В августе 2018 года по результатам сертификационных работ Росавиация выдала КВЗ одобрение главного изменения на увеличение ресурсов ряда агрегатов и систем Ансата. А в августе 2019 года Федеральное агентство воздушного транспорта сертифицировало увеличение ресурса фюзеляжа легкого вертолета Ансат до 16 000 л.ч.

Легкий многоцелевой вертолет Ансат

Сегодня легкий многоцелевой Ансат серийно выпускается на Казанском вертолетном заводе холдинга «Вертолеты России». Эти машины хорошо известны не только в России, но и за ее пределами благодаря высокой эффективности при спасении и эвакуации пациентов. У вертолета самая вместительная кабина в своем классе — в ней, без затруднений для работы медицинских работников, размещается полноценный реанимационный модуль.

Медицинские вертолеты Ансат, оборудованные аппаратом искусственной вентиляции легких, приняли активное участие в борьбе с COVID-19 по всей России. Для упрощения перевозки пациентов с коронавирусной инфекцией в мае 2020 года было получено одобрение Росавиации на оснащение Ансата инфекционными боксами. Установка бокса не требует доработки вертолета, что позволяет оснастить им ранее поставленные машины с медицинским модулем. Также сертифицирован медицинский модуль для вертолета с комплексом для перевозки неонатальных пациентов (КТНП). Оборудование позволяет проводить эвакуацию и оказывать медицинскую помощь новорожденным прямо в воздухе.

Президент Татарстана Рустам Минниханов осматривает Ансат с модулем для перевозки неонатальных пациентов

Ансаты зарекомендовали себя как надежные, быстрые и высокоманевренные машины. Еще одно их преимущество — высокая готовность к взлету и способность садиться на малые необорудованные площадки, например на трассы, а также в условиях городской застройки. Эти качества делают машину привлекательной для различных служб, поэтому на выставке IDEX-2025 в Абу-Даби была представлена также полицейская модификация вертолета.

Среди ключевых преимуществ Ансата – просторная конвертируемая кабина и низкие эксплуатационные расходы в течение всего жизненного цикла. Ансат неприхотлив и может храниться вне ангара, его можно быстро подготовить к взлету и сажать на малые необорудованные площадки, например, на трассы и небольшие пространства в условиях плотной городской застройки. Конструкция вертолета позволяет оперативно трансформировать машину как в грузовой, так и в пассажирский вариант. Помимо прочего, Ансат сертифицирован для использования при температурах до +50 градусов по Цельсию и подходит для эксплуатации в условиях тропического климата.

Уже заключен ряд контрактов на поставку Ансатов за рубеж, вертолет сертифицирован авиационными властями Китая. В мае 2025 г. Ансат был представлен «Вертолетами России» на Международной морской и аэрокосмической выставке LIMA в Малайзии.

Примером международного успеха Ансата является сотрудничество с Зимбабве. В 2022 г. был заключен ряд контрактов на поставку гражданских вертолетов Ми-17 и «Ансат» для ключевых федеральных структур Республики. В мае 2023 года холдинг «Вертолеты России» передал Зимбабве партию из 12 санитарных вертолетов Ансат, произведенных на КВЗ. В июле 2023 г. было объявлено о том, что Ансат совершил первую медицинскую эвакуацию в Зимбабве, ознаменовав начало работы санитарной авиации страны.

Тренажер вертолета Ансат

«Российские вертолеты помогают укрепить дружбу и развивать партнерство наших стран. Помощь в создании медицинской службы сложно переоценить, ведь здравоохранение и помощь людям – основа любого гуманитарного взаимодействия, залог крепкой дружбы и плодотворного сотрудничества», − подчеркнул президент Республики Зимбабве Эммерсон Мнангагва.

На Международном военно-техническом форуме «Армия-2024» «Вертолеты России» впервые представили импортозамещенный Ансат. Вертолет получил новое бортовое радиоэлектронное оборудование, а также несколько других отечественных компонентов и систем. Машина оснащена двумя российскими двигателями ВК-650В. Кроме того, модернизированный Ансат можно оборудовать дополнительным топливным баком. Благодаря этому дальность полета машины возрастет до 800 км. На вертолет установлен специальный медицинский модуль с системой искусственной вентиляции легких, теле-ЭКГ и другим специализированным оборудованием. Он позволяет поддерживать жизненно важные функции и проводить интенсивную терапию пациентов в полете.

В сборочном цехе

Ми-38: новое совершенство

Другой магистральный проект Казанского вертолетного завода – многоцелевой вертолет тяжелого класса Ми-38. Он уже стал неотъемлемой частью линейки вертолётной техники, которая производится на КВЗ.

Ми-38 может применяться для перевозки грузов и пассажиров, в том числе VIP, использоваться в качестве поисково-спасательного вертолета и летающего госпиталя, для полетов над водной поверхностью. Вертолет Ми-38 может эксплуатироваться в широком диапазоне климатических условий, включая морской, тропический и холодный климаты. Благодаря использованным техническим решениям вертолет Ми-38 превосходит другие вертолеты своего класса по грузоподъемности, пассажировместимости и основным летно-техническим характеристикам. Вертолет Ми-38 оснащён силовой установкой с двумя двигателями ТВ7-117В производства АО «ОДК-Климов».

В 2019 году были сданы первые серийные вертолеты Ми-38Т по заказу Минобороны России.

Передача первого серийного Ми-38 гражданскому заказчику состоялась в 2020 году. Во время церемонии Президент Татарстана Рустам Минниханов отметил, что для мирового вертолетного рынка это серьезная заявка: «Хотя данный тип вертолёта мы уже представляли Министерству обороны РФ, была огромная мечта сделать его в том виде, в каком мы видим его сегодня. Это современная машина, новый рубеж нашего вертолётного завода. Модернизация, которая идет на предприятии, даёт возможность выпускать самые современные машины».

Первый серийный вертолет Ми-38 в гражданском исполнении впервые был представлен в 2019 году на московском авиасалоне МАКС-2019, где с ним ознакомился президент России Владимир Путин. Вместе с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом он осмотрел вертолет и поднялся на борт.

На МАКС-2021 был заключен первый крупный контракт на Ми-38 – на девять машин с МЧС России.

При разработке интерьера вертолета применены современные технические решения в области безопасности и комфорта. Вместо традиционного размещения двигателей перед главным редуктором на Ми-38 реализована схема с их «задним» расположением, что позволило снизить аэродинамическое сопротивление и уровень шума в кабине, а также повысить безопасность машины. Помимо высоких летно-технических характеристик конкурентным преимуществом Ми-38 является его стоимость, выгодно отличающаяся от иностранных аналогов в данном классе вертолетов.

Основные элементы конструкции фюзеляжа выполняются из алюминиевых сплавов, отдельные узлы и детали – из стали, титана и композитных материалов. Двигатели оборудуются пылезащитными устройствами с высокой степенью очистки воздуха. Передовой по конструкции шестилопастной несущий винт обеспечивает высокую тягу и низкий уровень вибраций. Лопасти оборудованы противообледенительной системой, а Х-образный рулевой винт придает вертолету отличную управляемость при низком уровне шума.

Ми-38 оснащен современным пилотажно-навигационным комплексом и системой спутниковой навигации. Для отображения информации в состав приборного оборудования кабины пилотов включены пять цветных многофункциональных жидкокристаллических дисплеев. Дальность полета нового вертолета Ми-38 в транспортной конфигурации составляет до 1200 километров (с дополнительными топливными баками). Обладая максимальной взлетной массой 15,6 тонн, вертолет способен взять на борт или на внешней подвеске 5 тонн полезного груза.

Ми-38 уже успел привлечь к себе внимание и за рубежом. Первый зарубежный показ новинки состоялся на Dubai Airshow 2019. Тогда министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров представил вертолет наследному принцу эмирата Абу-Даби шейху Мухаммеду Бен Заед аль-Нахайяну. Эксперты прогнозируют интерес заказчиков на международном рынке.

Вертолет Ми-38 – с салоном повышенной комфортности. Первый зарубежный показ новинки состоялся на Dubai Airshow 2019

На IDEX 2025 в Абу-Даби был представлен Ми-38 в VIP-комплектации. Ми-38 в VIP-версии обеспечивает комфорт и безопасность пассажиров даже в сложных условиях, при перелетах на большие расстояния. Вертолет оснащен двумя российскими двигателями ТВ7-117В с пылезащитными устройствами, которые предохраняют двигатели от песка во время полета над пустыней. Это важно для стран ближневосточного региона, например ОАЭ. В зависимости от оснащения Ми-38 может выполнять самые различные задачи. Например, стать «бортом № 1» в авиационном отряде главы государства, перевозить пассажиров, грузы, в том числе колесную технику. В VIP-комплектации борт оборудован для перевозки 14 пассажиров в сопровождении бортпроводника. В пассажирской версии Ми-38 — лидер в своем классе по вместимости — он может перевозить до 30 человек.

Салон вертолета Ми-38

КВЗ – динамика развития

Сегодня Казанский вертолетный завод развивается в соответствии с планом технического перевооружения, который является частью стратегии по модернизации производств холдинга «Вертолеты России». В рамках данного процесса КВЗ оснащается новейшим высокопроизводительным оборудованием, внедряются унифицированные процессы. Переоснащение производственной базы поможет сократить издержки производства и нарастить объемы, повысить качество и надежность, а также расширить спектр выпускаемой продукции.

В октябре 2024 г. Казанский вертолетный завод посетили заместитель руководителя Администрации Президента Российской Федерации Максим Орешкин и министр промышленности и торговли Российской Федерации Антон Алиханов. Они ознакомились с производством вертолетной техники, новым Производственно-учебным центром и оценили перспективные проекты предприятия.

Церемония награждения сотрудников Казанского вертолетного завода, приуроченная к 84-летию предприятия

Производственно-учебный центр, уникальный образовательный комплекс, как сообщал Ростех, позволит ежегодно готовить до 3500 высококвалифицированных рабочих для промышленности Татарстана и предприятий в других регионах. Здесь будущие специалисты смогут получать сразу по несколько востребованных профессий: операторы станков с программным управлением, токари-фрезеровщики, наладчики станков и многие другие.

Для центра разработаны образовательные программы по восьми направлениям и 38 профессиям. Упор в подготовке сделан на практику, которая занимает до 70% времени обучения. Для этого ПУЦ имеет 15 производственных участков, 12 лабораторий и 21 учебный класс. Кроме того, действующие сотрудники предприятий смогут повысить в центре свою квалификацию и пройти переподготовку. Также комплекс позволит обучать наставников и мастеров для производств.

В апреле 2025 г. на КВЗ на базе Производственно-учебного центра была открыта новая «Фабрика процессов» — площадка для обучения специалистов по бережливому производству. «Фабрика процессов» включает лекции, а также специальные практические занятия. Например, слушатели программы узнают, как минимизировать потери на всех этапах, сократить производственный цикл продукта, усовершенствовать рабочее место и упростить логистику.

О высоком уровне кадрового потенциала КВЗ говорит победа в апреле 2025 г. команды «Очпочдрон» Казанского вертолетного завода в финале Всероссийского конкурса «Кадры для цифровой промышленности.

Свидетельством растущего международного интереса к продукции КВЗ является целая серия визитов высоких гостей на предприятие. Так, в июне 2025 г. Казанский вертолетный завод посетила делегация Республики Мали во главе с Президентом переходного периода Ассими Гойтой. Гости посетили агрегатно-сборочное производство, цех окраски вертолетов и цех окончательной сборки.

Визит советника президента Объединенных Арабских Эмиратов, почетного председателя Торгово-промышленной палаты Абу-Даби Султана бин Халифа аль-Нахайяна

В июле КВЗ посетил советник президента Объединенных Арабских Эмиратов, почетный председатель Торгово-промышленной палаты Абу-Даби и крупный бизнесмен Султан бин Халифа аль-Нахайян. Ему показали медицинские и полицейские «Ансаты», а также вертолеты Ми-38 и Ми-8МТВ-1, оборудованные салонами повышенной комфортности.

Сегодня на КВЗ ведутся постоянные работы по замене и модернизации оборудования и реализуются перспективные инвестиционные проекты. Нет сомнений, что впереди у легендарного вертолетостроительного предприятия – новые достижения и успехи.

Академия наук авиации и воздухоплавания искренне поздравляет весь коллектив Казанского вертолетного завода с 85-летним юбилеем, желают новых прорывов в благородном деле развития вертолетостроения России!

Новости Академии