Новости

Уникальное собрание авиационной техники. Центральному музею ВВС – 65 лет!

В подмосковном городском поселении Монино находится уникальное учреждение культуры Министерства обороны Российской Федерации – Центральный музей Военно-воздушных сил (ЦМ ВВС) – филиал Федерального государственного бюджетного учреждения культуры и искусства «Центральный музей Вооружённых Сил Российской Федерации».

Само место расположения Музея — знаковое в истории отечественной военной авиации. Здесь в 1931 г. был построен один из первых в СССР военных аэродромов и сформирована одна из первых авиабригад тяжёлых бомбардировщиков ТБ-1. Здесь проводились испытания многих самолётов и авиационного оборудования, включая ТБ-3 и ДБ-3, с отработкой бомбометания, воздушной стрельбы, дальних маршрутных полётов и десантирования боевой техники и вооружения. На этом аэродроме летали и испытывали свои изобретения знаменитые конструкторы, лётчики и штурманы: В.С.Вахмистров, П.И.Гроховской, В.П.Чкалов, А.В.Беляков, В.К.Коккинаки, М.М.Громов, А.Ф.Анисимов, А.И.Залевский, А.Р.Шарапов и многие др.

Легендарный экипаж «Самолёта-звена» (ТБ-1 с двумя И-4) перед испытательным полётом (второй справа В.П. Чкалов). Монино, 3 декабря 1931 г.

Военные авиаторы Монино оставили свой героический след в вооружённых конфликтах в Испании, в Китае, в Монголии и советско-финляндской кампании. С марта 1940 г. в гарнизоне была размещена Военная академия командного и штурманского состава ВВС РККА (ВАКиШС, будущая ВВА им. Ю.А.Гагарина), а на аэродроме — её учебный авиационный полк.

В годы Великой Отечественной войны (1941-1945) Монино стал центром формирования многих авиационных соединений и частей: 31 авиационный полк, восемь штабов авиационных дивизий и один штаб авиационного корпуса. Отсюда они вели боевые действия, летая в глубокий тыл противника, включая знаменитые дерзкие рейды на столицу фашистской Германии — Берлин и к партизанам. Сформированная здесь 81-я дальнебомбардировочная авиадивизия под командованием одного из первых Героев Советского Союза комбрига М.В.Водопьянова, а затем полковника А.Е.Голованова вместе с другими подобными соединениями стала основой Авиации Дальнего Действия ВВС Красной Армии.

Экипаж тяжёлого бомбардировщика Пе-8 Героя Советского Союза А.Д.Алексеева (четвертый справа) после налёта на г. Кёнигсберг. Монино, 13 ноября 1941 г.

В апреле—мае 1944 г. в Монино из эвакуации вернулась академия. А уже в июне на базе аэродрома академии была открыта первая «Авиационная выставка ВВС Красной Армии», на которой были представлены 54 образца летательных аппаратов и средств наземного обеспечения полётов.

ВАКиШС подготовила для фронта тысячи квалифицированных авиационных командиров и начальников служб, за что 18 августа 1945 г. была награждена боевым орденом Красного Знамени.

Таким образом, на монинской земле последовательно писалась история наших Военно-воздушных сил. Здесь всё пропитано духом и традициями отечественной военной авиации, здесь служила её элита. На стенах почти каждого дома в Монино можно увидеть мемориальные доски, посвящённые проживавшим в них Героям Советского Союза или Героям России.

Начальник Краснознамённой ВВА, Герой Советского Союза, маршал авиации С.А.Красовский (в центре) с гостями в Музее ВВС. 1967 г.

Не случайно в 1958 г. по инициативе Героя Советского Союза, маршала авиации С.А.Красовского при поддержке Главного командования ВВС на территории ВВА был создан Музей-выставка авиационной техники. Со дня издания приказа ГК ВВС Главного маршала авиации К.А.Вершинина от 28 ноября 1958 г. №209 и началась история будущего Музея.

Положением о Музее были определены его задачи:

сбор авиационной техники, реликвий, документов и произведений искусства по истории развития авиации, боевому применению и героизму личного состава ВВС;

изучение накопленных в музее образцов авиационной техники для использования их в учебных целях и пропагандистской работе;

создание экспозиции по истории развития авиации и ее боевому применению;

организация и проведение экскурсий и занятий, оказание помощи военно-учебным заведениям и частям ВВС в изучении и пропаганде героического прошлого и боевых традиций отечественной авиации.

В соответствии с задачами Музея была организована его работа, непосредственно связанная с взаимодействием с армией и обществом.

Первоначально штат Музея состоял всего лишь из 8 человек. Большие трудности были связаны с изысканием образцов самолётов и другой авиационной техники. Был издан специальный приказ Главнокомандующего ВВС, обязывавший всех командиров частей ВВС передавать их в Музей. Об отношении к выполнению этого приказа можно судить по ответу начальника Тыла ВВС: «Передать Музею устаревшие виды самолётов мы не имеем возможности, так как было постановление ЦК КПСС о том, что вся устаревшая авиационная техника должна быть разобрана и переплавлена как металлолом…».

Тем не менее, благодаря усилиям работников Музея, к августу 1959 г. были собраны некоторые образцы авиационного вооружения, специального оборудования и довольно большого количества двигателей. Многие командиры начали передавать устаревшую технику в Музей.

23 февраля 1960 г. Музей ВВС был открыт для посетителей и начал работу, имея всего 586 экспонатов, из них 14 самолётов.

К началу 1970 гг. Музей уже имел 35 самолётов и вертолётов и приобрел широкую популярность. Директивой Генштаба ВС СССР от 30 января 1971 г. №314/8/0504 Музей-выставка авиационной техники был переименован в Музей Военно-воздушных Сил.

Особый расцвет Музея ВВС начался с 1972 г., когда его начальником был назначен заслуженный, боевой генерал-лейтенант авиации С.Я.Фёдоров. Благодаря его неутомимой деятельности, много экспонатов было получено из Центрального Дома авиации и космонавтики, конструкторских бюро, ЛИИ им. М.М.Громова, предприятий авиационной промышленности и воинских частей ВВС.

Сотрудниками Музея была развёрнута огромная работа по поиску раритетных летательных аппаратов, в которой приняли участие многочисленные группы добровольцев общественной организации «Поиск». В Карелии, Ленинградской, Новгородской, Тверской и Московской областях, на Камчатке, в Сибири и Забайкалье, в горах Памира, в водах Чёрного и Азовского морей, в реке Неман и в других местах были обнаружены останки утраченных раритетов. Часть из них бригадами патриотов-любителей авиации была восстановлена на авиапредприятиях во внеурочное время и безвозмездно передана Музею ВВС в федеральную собственность. История поиска и восстановления ретро-самолётов ДБ-3, СБ, Ил-2, Р-5, МиГ-3 и некоторых других просто удивительна.

Многие тяжёлые самолеты поступали в Музей своим лётом по воздуху с посадкой на небольшом и не эксплуатируемом с 1962 г. Монинском аэродроме.

Одной из форм пополнения утраченных образцов авиатехники явилось воссоздание их в натуральную величину по старым чертежам и фотографиям. Так были воссозданы уникальные самолёты «Фарман — IV», «Илья Муромец», АНТ-25 и др.

8 июня 2000 г. вышло распоряжение Правительства РФ «О создании в поселке Монино Щелковского района Московской области Федерального государственного учреждения — Центрального музея Военно-воздушных Сил на базе коллекции Военно-воздушной академии имени Ю.А. Гагарина».

Вертолёт Ми-6 транспортирует на внешней подвеске в Музей ВВС новый экспонат – пассажирский вертолёт Vertol 44С американского производства. 1975 г.

Погрузка будущего музейного экспоната - бомбардировщика-торпедоносца ДБ-3Т в самолёт Ан-22 ВТА. Иркутский авиазавод, 1989 г.

Распоряжением Правительства РФ от 13 апреля 2006 г. № 516-р Музей получил статус Федерального государственного учреждения культуры и искусства «Центральный музей Военно-воздушных Сил Министерства обороны РФ», а приказом Министра обороны РФ от 26 мая 2012 г. №1327 он был реорганизован в филиал Центрального музея Вооружённых Сил МО РФ.

С начала 1960 гг. с появлением в Монино Музея ВВС здесь часто стали проводиться съёмки кинофильмов с использованием его экспонатов. Обеспечение таких съёмок стало одной из важных форм работы Музея. В классику отечественного кинематографа вошли известные картины: «Им покоряется небо», «Вызываем огонь на себя», «Свет далёкой звезды», «Хроника пикирующего бомбардировщика», «В небе ночные ведьмы», «Освобождение», «Семнадцать мгновений весны», «Последний рейс «Альбатроса», «Воздухоплаватель», «Поэма о крыльях», «Держись за облака», «Товарищ генерал», «И ты увидишь небо», «Пока безумствует мечта» и др. На сегодня таких фильмов насчитывается уже 52. В настоящее время редкий месяц не проходит без организации на базе Музея съёмок различными телевизионными каналами историко-патриотических программ, передач, документальных и художественных фильмов. Чаще других съёмки осуществляет телеканал «Звезда», посвящая их важным событиям в истории ВВС и их героям.

Перелет в музей ВВС самого тяжелого и грузоподъемного вертолета в мире В-12 (Ми-12) (командир экипажа – Герой Советского Союза, Заслуженный лётчик-испытатель СССР В.П.Колошенко). 1975 г.

29 февраля 1980 г. на бывший военный аэродром Монино приземлился сверхзвуковой пассажирский самолёт Ту-144 (экипаж лётчика-испытателя ОКБ А.Н.Туполева Г.В.Воронченко).

Музейное собрание Центрального музея ВВС постоянно пополнялось и пополняется. И в настоящее время в его фондах находится более 34 тыс. предметов, хранящих историю военной авиации. 101 из них признан «Памятником науки и техники России» (по этому показателю Музей занимает третье место среди всех музеев страны). Большинство из этих предметов — 75 относятся к коллекции «Летательные аппараты». В их числе такие раритеты, как АНТ-2 (1924) — первый цельнометаллический пассажирский самолёт, Р-5 (1928) — разведчик и лёгкий бомбардировщик, По-2 (У-2) — лёгкий ночной бомбардировщик, Ил-2 (1940) — штурмовик, Ла-7 (1943) — истребитель трижды Героя Советского Союза Ивана Кожедуба, Ту-4 (1947) — тяжёлый дальний бомбардировщик, М-50 (1959) — стратегический бомбардировщик, Су-100 (1972) — экспериментальный сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец, планер ПИ-6 «Иосиф Уншлихт» (1934). Гордостью Музея ВВС являются и такие экспонаты, как «Илья Муромец», АНТ-25, ДБ-3Т, Су-35, Ту-144, вертолёты В-12, Як-24, Ми-24 и многие другие. На многих самолётах и вертолётах, хранящихся в Музее, было установлено более 500 мировых авиационных рекордов (Ан-24 — 71, Бе-12 — 42, Ан-22 — 41, Су-27 — 40, МиГ-25 — 35 и т.д.).

Есть в музейном собрании и коллекции моделей летательных аппаратов, авиационных двигателей и предметов техники, включая воздушные винты, авиационное оборудование и вооружение.

Научный потенциал Музея — профессиональные военные с большим опытом лётной, инженерной, научно-исследовательской и научно-педагогической работы. Только за последние 30 лет в Музее трудились и продолжают работать несколько десятков Заслуженных работников культуры Российской Федерации, кавалеров почётного знака «За достижения в культуре», Заслуженных лётчиков-испытателей таких, как Герой Советского Союза Антипов Ю.А. и Гончаров И.К., Заслуженных военных лётчиков и штурманов — Крючков В.И.,

Тихоненко А.В., Дымчин В.А., докторов и кандидатов наук, профессоров — Булыгин А.В., Жаренков Л.А., Тараканов В.В. и старших научных сотрудников. Это позволяло и позволяет на высоком профессиональном и методическом уровне организовывать научно-экспозиционную, научно-фондовую и научно-просветительную работу Музея.

Популярный киноактёр Сергей Безруков с коллегами на съёмках новеллы «Храни меня, мой талисман» у раритетного музейного «Сопвич-триплана». 2016 г.

Гордость Музея - единственный в мире экспериментальный сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец Су-100 (Т-4).

В основу этой деятельности Музея ВВС положена реализация Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» и выполнение требований руководящих документов Министерства обороны Российской Федерации и Министерства культуры России по организации музейной деятельности.

Главное внимание в научно-просветительной работе уделяется экскурсионным группам военнослужащих всех категорий, учащихся школ, гимназий, колледжей и студентов ВУЗов. С большой ответственностью эта работа проводится в интересах войск. Со слушателями военных академий и курсов, офицерами из воинских частей организуются занятия-экскурсии в соответствии с расписаниями учебных программ академий и командирской подготовки по темам: история и перспектива развития военной авиации; совершенствование авиатехники и вооружения отечественных ВВС и их влияние на развитие тактики родов авиации; тактико-технические и эксплуатационные характеристики современных самолётов и вертолётов.

Предметом особого внимания для работников Музея стала организация и проведение торжественных мероприятий, посвящённых Дню Защитника Отечества, Дню Победы, Дню ВВС, Дню образования р.п. Монино, юбилейным и памятным датам в истории России и авиации, а также проведение Дней открытых дверей с бесплатным посещением Музея — 23 февраля, 9 мая, 12 июня и в третье воскресенье августа — День Воздушного флота.

Церемония прощания выпускников ВВА им. Ю.А.Гагарина с Боевым Знаменем академии. 1998 г.

Процесс развития Центрального музея ВВС идёт непрерывно. Но особенно он активизировался в последние годы в связи с приходом на должность начальника Заслуженного работника культуры РФ, полковника, кандидата экономических наук А.М.Зарубецкого. Знаковыми для истории Музея и более масштабными стали проведенные в 2020-2023 гг. массовые мероприятия с участием молодёжи, ветеранов, военнослужащих, родственников прославленных авиаторов и работников авиационной промышленности.

По отзывам федеральных, региональных руководителей, гостей и местных жителей Центральный музей ВВС стал подлинным научным центром военно-патриотического воспитания молодёжи и подготовки её к защите Родины.

Высокий уровень экскурсионного обслуживания в музее позволяют ежегодно принимать более 110 тыс. посетителей и проводить до 1500 экскурсий. О результатах экскурсионной работы Музея ярко свидетельствуют многочисленные отзывы посетителей самых разных категорий, благодарственные письма, дипломы и грамоты.

Современные залы экспозиции ЦМ ВВС «Самолёты Великой Отечественной войны (1941-1945)»

Посетив Центральный музей ВВС в Монино, каждый человек — любитель авиации испытывает чувство гордости за достижения российской науки и техники, воплотившиеся в крылатых экспонатах Музея, получает неизгладимые впечатления от его уникальных авиа-

ционных экспозиций, раскинувшихся на площади более чем 20 гектаров в живописном районе Подмосковья. Их сохранение и дальнейшее развитие Музея является важнейшей задачей и долгом всех его работников, отметивших 28 ноября 2023 г. 65-летие со дня его основания.

Юрий Калиничев, заместитель начальника Центрального музея ВВС

Андрей Почтарёв, начальник отдела Центрального музея ВВС, кандидат исторических наук

Маргарита Севолдаева, младший научный сотрудник Центрального музея ВВС

Источник: международный авиационно-космический журнал "АвиаСоюз"
Новости партнеров АНАВ