Само место расположения Музея — знаковое в истории отечественной военной авиации. Здесь в 1931 г. был построен один из первых в СССР военных аэродромов и сформирована одна из первых авиабригад тяжёлых бомбардировщиков ТБ-1. Здесь проводились испытания многих самолётов и авиационного оборудования, включая ТБ-3 и ДБ-3, с отработкой бомбометания, воздушной стрельбы, дальних маршрутных полётов и десантирования боевой техники и вооружения. На этом аэродроме летали и испытывали свои изобретения знаменитые конструкторы, лётчики и штурманы: В.С.Вахмистров, П.И.Гроховской, В.П.Чкалов, А.В.Беляков, В.К.Коккинаки, М.М.Громов, А.Ф.Анисимов, А.И.Залевский, А.Р.Шарапов и многие др.

Легендарный экипаж «Самолёта-звена» (ТБ-1 с двумя И-4) перед испытательным полётом (второй справа В.П. Чкалов). Монино, 3 декабря 1931 г.
В годы Великой Отечественной войны (1941-1945) Монино стал центром формирования многих авиационных соединений и частей: 31 авиационный полк, восемь штабов авиационных дивизий и один штаб авиационного корпуса. Отсюда они вели боевые действия, летая в глубокий тыл противника, включая знаменитые дерзкие рейды на столицу фашистской Германии — Берлин и к партизанам. Сформированная здесь 81-я дальнебомбардировочная авиадивизия под командованием одного из первых Героев Советского Союза комбрига М.В.Водопьянова, а затем полковника А.Е.Голованова вместе с другими подобными соединениями стала основой Авиации Дальнего Действия ВВС Красной Армии.

Экипаж тяжёлого бомбардировщика Пе-8 Героя Советского Союза А.Д.Алексеева (четвертый справа) после налёта на г. Кёнигсберг. Монино, 13 ноября 1941 г.
ВАКиШС подготовила для фронта тысячи квалифицированных авиационных командиров и начальников служб, за что 18 августа 1945 г. была награждена боевым орденом Красного Знамени.
Таким образом, на монинской земле последовательно писалась история наших Военно-воздушных сил. Здесь всё пропитано духом и традициями отечественной военной авиации, здесь служила её элита. На стенах почти каждого дома в Монино можно увидеть мемориальные доски, посвящённые проживавшим в них Героям Советского Союза или Героям России.

Начальник Краснознамённой ВВА, Герой Советского Союза, маршал авиации С.А.Красовский (в центре) с гостями в Музее ВВС. 1967 г.
Положением о Музее были определены его задачи:
• сбор авиационной техники, реликвий, документов и произведений искусства по истории развития авиации, боевому применению и героизму личного состава ВВС;
• изучение накопленных в музее образцов авиационной техники для использования их в учебных целях и пропагандистской работе;
• создание экспозиции по истории развития авиации и ее боевому применению;
• организация и проведение экскурсий и занятий, оказание помощи военно-учебным заведениям и частям ВВС в изучении и пропаганде героического прошлого и боевых традиций отечественной авиации.
В соответствии с задачами Музея была организована его работа, непосредственно связанная с взаимодействием с армией и обществом.
Первоначально штат Музея состоял всего лишь из 8 человек. Большие трудности были связаны с изысканием образцов самолётов и другой авиационной техники. Был издан специальный приказ Главнокомандующего ВВС, обязывавший всех командиров частей ВВС передавать их в Музей. Об отношении к выполнению этого приказа можно судить по ответу начальника Тыла ВВС: «Передать Музею устаревшие виды самолётов мы не имеем возможности, так как было постановление ЦК КПСС о том, что вся устаревшая авиационная техника должна быть разобрана и переплавлена как металлолом…».
Тем не менее, благодаря усилиям работников Музея, к августу 1959 г. были собраны некоторые образцы авиационного вооружения, специального оборудования и довольно большого количества двигателей. Многие командиры начали передавать устаревшую технику в Музей.
23 февраля 1960 г. Музей ВВС был открыт для посетителей и начал работу, имея всего 586 экспонатов, из них 14 самолётов.
К началу 1970 гг. Музей уже имел 35 самолётов и вертолётов и приобрел широкую популярность. Директивой Генштаба ВС СССР от 30 января 1971 г. №314/8/0504 Музей-выставка авиационной техники был переименован в Музей Военно-воздушных Сил.
Особый расцвет Музея ВВС начался с 1972 г., когда его начальником был назначен заслуженный, боевой генерал-лейтенант авиации С.Я.Фёдоров. Благодаря его неутомимой деятельности, много экспонатов было получено из Центрального Дома авиации и космонавтики, конструкторских бюро, ЛИИ им. М.М.Громова, предприятий авиационной промышленности и воинских частей ВВС.
Сотрудниками Музея была развёрнута огромная работа по поиску раритетных летательных аппаратов, в которой приняли участие многочисленные группы добровольцев общественной организации «Поиск». В Карелии, Ленинградской, Новгородской, Тверской и Московской областях, на Камчатке, в Сибири и Забайкалье, в горах Памира, в водах Чёрного и Азовского морей, в реке Неман и в других местах были обнаружены останки утраченных раритетов. Часть из них бригадами патриотов-любителей авиации была восстановлена на авиапредприятиях во внеурочное время и безвозмездно передана Музею ВВС в федеральную собственность. История поиска и восстановления ретро-самолётов ДБ-3, СБ, Ил-2, Р-5, МиГ-3 и некоторых других просто удивительна.
Многие тяжёлые самолеты поступали в Музей своим лётом по воздуху с посадкой на небольшом и не эксплуатируемом с 1962 г. Монинском аэродроме.
Одной из форм пополнения утраченных образцов авиатехники явилось воссоздание их в натуральную величину по старым чертежам и фотографиям. Так были воссозданы уникальные самолёты «Фарман — IV», «Илья Муромец», АНТ-25 и др.
8 июня 2000 г. вышло распоряжение Правительства РФ «О создании в поселке Монино Щелковского района Московской области Федерального государственного учреждения — Центрального музея Военно-воздушных Сил на базе коллекции Военно-воздушной академии имени Ю.А. Гагарина».

Вертолёт Ми-6 транспортирует на внешней подвеске в Музей ВВС новый экспонат – пассажирский вертолёт Vertol 44С американского производства. 1975 г.

Погрузка будущего музейного экспоната - бомбардировщика-торпедоносца ДБ-3Т в самолёт Ан-22 ВТА. Иркутский авиазавод, 1989 г.
С начала 1960 гг. с появлением в Монино Музея ВВС здесь часто стали проводиться съёмки кинофильмов с использованием его экспонатов. Обеспечение таких съёмок стало одной из важных форм работы Музея. В классику отечественного кинематографа вошли известные картины: «Им покоряется небо», «Вызываем огонь на себя», «Свет далёкой звезды», «Хроника пикирующего бомбардировщика», «В небе ночные ведьмы», «Освобождение», «Семнадцать мгновений весны», «Последний рейс «Альбатроса», «Воздухоплаватель», «Поэма о крыльях», «Держись за облака», «Товарищ генерал», «И ты увидишь небо», «Пока безумствует мечта» и др. На сегодня таких фильмов насчитывается уже 52. В настоящее время редкий месяц не проходит без организации на базе Музея съёмок различными телевизионными каналами историко-патриотических программ, передач, документальных и художественных фильмов. Чаще других съёмки осуществляет телеканал «Звезда», посвящая их важным событиям в истории ВВС и их героям.

Перелет в музей ВВС самого тяжелого и грузоподъемного вертолета в мире В-12 (Ми-12) (командир экипажа – Герой Советского Союза, Заслуженный лётчик-испытатель СССР В.П.Колошенко). 1975 г.

29 февраля 1980 г. на бывший военный аэродром Монино приземлился сверхзвуковой пассажирский самолёт Ту-144 (экипаж лётчика-испытателя ОКБ А.Н.Туполева Г.В.Воронченко).
Есть в музейном собрании и коллекции моделей летательных аппаратов, авиационных двигателей и предметов техники, включая воздушные винты, авиационное оборудование и вооружение.
Научный потенциал Музея — профессиональные военные с большим опытом лётной, инженерной, научно-исследовательской и научно-педагогической работы. Только за последние 30 лет в Музее трудились и продолжают работать несколько десятков Заслуженных работников культуры Российской Федерации, кавалеров почётного знака «За достижения в культуре», Заслуженных лётчиков-испытателей таких, как Герой Советского Союза Антипов Ю.А. и Гончаров И.К., Заслуженных военных лётчиков и штурманов — Крючков В.И.,
Тихоненко А.В., Дымчин В.А., докторов и кандидатов наук, профессоров — Булыгин А.В., Жаренков Л.А., Тараканов В.В. и старших научных сотрудников. Это позволяло и позволяет на высоком профессиональном и методическом уровне организовывать научно-экспозиционную, научно-фондовую и научно-просветительную работу Музея.

Популярный киноактёр Сергей Безруков с коллегами на съёмках новеллы «Храни меня, мой талисман» у раритетного музейного «Сопвич-триплана». 2016 г.

Гордость Музея - единственный в мире экспериментальный сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец Су-100 (Т-4).
Главное внимание в научно-просветительной работе уделяется экскурсионным группам военнослужащих всех категорий, учащихся школ, гимназий, колледжей и студентов ВУЗов. С большой ответственностью эта работа проводится в интересах войск. Со слушателями военных академий и курсов, офицерами из воинских частей организуются занятия-экскурсии в соответствии с расписаниями учебных программ академий и командирской подготовки по темам: история и перспектива развития военной авиации; совершенствование авиатехники и вооружения отечественных ВВС и их влияние на развитие тактики родов авиации; тактико-технические и эксплуатационные характеристики современных самолётов и вертолётов.
Предметом особого внимания для работников Музея стала организация и проведение торжественных мероприятий, посвящённых Дню Защитника Отечества, Дню Победы, Дню ВВС, Дню образования р.п. Монино, юбилейным и памятным датам в истории России и авиации, а также проведение Дней открытых дверей с бесплатным посещением Музея — 23 февраля, 9 мая, 12 июня и в третье воскресенье августа — День Воздушного флота.

Церемония прощания выпускников ВВА им. Ю.А.Гагарина с Боевым Знаменем академии. 1998 г.
По отзывам федеральных, региональных руководителей, гостей и местных жителей Центральный музей ВВС стал подлинным научным центром военно-патриотического воспитания молодёжи и подготовки её к защите Родины.
Высокий уровень экскурсионного обслуживания в музее позволяют ежегодно принимать более 110 тыс. посетителей и проводить до 1500 экскурсий. О результатах экскурсионной работы Музея ярко свидетельствуют многочисленные отзывы посетителей самых разных категорий, благодарственные письма, дипломы и грамоты.


Современные залы экспозиции ЦМ ВВС «Самолёты Великой Отечественной войны (1941-1945)»
ционных экспозиций, раскинувшихся на площади более чем 20 гектаров в живописном районе Подмосковья. Их сохранение и дальнейшее развитие Музея является важнейшей задачей и долгом всех его работников, отметивших 28 ноября 2023 г. 65-летие со дня его основания.
Юрий Калиничев, заместитель начальника Центрального музея ВВС
Андрей Почтарёв, начальник отдела Центрального музея ВВС, кандидат исторических наук
Маргарита Севолдаева, младший научный сотрудник Центрального музея ВВС