Новости

Снежана Равлюк: «Экономика адаптировалась, идет поиск путей развития».

Как изменилась алюминиевая отрасль за прошедший год? Когда российский рынок восстановится в объемах 2021 года? Какие секторы потребления алюминия будут расти быстрее других и почему? Об этом «Алюминиевому Вестнику» рассказала эксперт Алюминиевой Ассоциации, маркетолог-аналитик Снежана Равлюк.

– Как складывался прошлый год для алюминиевой отрасли?

– Для производителей металла и всей алюмопотребляющей отрасли самым сложным был торой квартал. В этот период объем производства алюминиевой продукции и потребление алюминия уменьшились почти вдвое. Год проходил под знаком восстановления производства алюминиевой продукции. Лишь к концу года возобладал восстановительный тренд.

– Какие тренды оказали наибольшее влияние на мировой и отечественный рынки алюминия?

– Пожалуй, самым значительным фактором, который в прошлом году повлиял на производство алюминиевой продукции, стало сокращение экспорта. Почти в два раза, более чем на 40%, снизился объем поставок за рубеж российской продукции высоких переделов. В первую очередь это касается проката и экструзии, которые занимают существенную часть экспорта. Пострадал сегмент проката – минус 60% экспорта. Сказался запрет поставок в европейские страны, на которые приходилась значительная часть экспорта проката. Но в других направлениях российские прокатчики сохранили поставки в полном объеме.

В сегменте экструзии ситуация оказалась хуже. Позиции, завоеванные сегментом экструзии в 2020 – 2021 годах, были потеряны. Дальнейшее развитие в этом сегменте будет в значительной степени связано с восстановлением экспортных поставок таких полуфабрикатов.

В последние годы мы видели, что со стороны производителей алюминиевой продукции спрос на вторичный металл растет быстрее, чем на первичный. Это объективно и вполне соответствует мировым трендам. Но и падение было чувствительным: потребление вторичного металла в прошлом году оказалось ниже показателей 2021 года. Это связано с неравномерной ситуацией в различных секторах потребления и с кризисом ломосбора, который наметился в прошлом году. Причем потребление вторичного алюминия продолжает снижаться по сравнению с показателями годовой давности. И здесь сказывается не столько отсутствие спроса, сколько продолжающиеся проблемы с ломосбором. Но, надеюсь, совместными усилиями компаний Алюминиевой Ассоциации мы восстановим вторичный рынок.
– Что происходило в тот же период с импортом?

– Ситуация в части импорта была похожа на ту, что я описала выше. Мы потеряли значительную часть импорта из европейских стран, а китайские поставки остались примерно на уровне прошлых лет. После резкого скачка импорта из Китая в сентябре казалось, что вместо сокращения импорта и импортозамещения мы получим рынок, заполненный китайской продукцией. Но эта ситуация стабилизировалась в четвертом квартале. Картина практически не менялась в течение года. Этому, в том числе способствовали меры по защите рынка, на протяжении уже нескольких лет принимаемые Алюминиевой Ассоциацией. Они позволили российским производителям сохранить производство.

– Очевидно, что разные алюмопотребляющие отрасли по-разному реагировали на события прошлого года. Кто справился лучше, а у кого дела пошли совсем неважно?

– Действительно, если мы посмотрим на разные отрасли, мы получим совершенно разную картину.

Строительная отрасль – самый емкий потребитель алюминия на российском рынке. Этот сегмент в прошлом году чувствовал себя неплохо. Несмотря на сложную ситуацию, связанную с сокращением доходов и в целом трудности в экономике, строительная отрасль показала абсолютный рекорд – 103 млн кв. м. Это абсолютный рекорд для современной России с 11-процентным ростом по сравнению с прошлым годом. К сожалению, из-за сокращения запуска новых проектов мы вряд ли увидим такой же рост в текущем году. Кроме того, значительная часть построенного жилья остается невостребованной. Продажи жилья по сравнению с прошлым годом снизились более чем на 20%.

В то же время на протяжении последних пяти лет наблюдалась выраженная тенденция роста частного строительства. На построенное гражданами жилье приходится 60% от всего сданного. Эта тенденция обрела ускорение с 2020 года, а за последний год объем построенных частных домов увеличился на 20%. В этом сегменте есть большой резерв для продвижения алюминиевых конструкций.

Хорошо чувствовал себя в прошлом году сегмент алюминиевой упаковки. Алюминиевая упаковка и особенно алюминиевая банка для напитков – это еще один активно развивающийся сегмент, как в России, так и в мире в целом. По самым пессимистичным расчетам, спрос на банку будет увеличиваться не менее чем на 5% в год.

Называются цифры и в 10-12%, что в два-три раза выше, чем рост рынка собственно напитков. Эта тенденция поддерживается законодательными изменениями, стимулирующими использование перерабатываемой упаковки, а также изменением в образе жизни потребителей. Спрос на баночную упаковку стимулирует рост мощностей по производству банки. Главное, чтобы мощности успевали за растущим спросом.

Сектор энергетики не только ничего не потерял в потреблении, но даже увеличил объемы. Рост виден по всем направлениям кабельной продукции, в которой используются кабели и провода из сплавов алюминия. И рост в этом сегменте сохранится за счет инвестиционных проектов, которые требуют развития энергосетей, а также общим трендом на возобновляемую энергетику и расширением сегмента электромобилей.
При этом хотелось бы отметить, что мировая энергетика в настоящее время – это один из самых динамично развивающихся сегментов потребления алюминия. Еще несколько лет назад мы говорили, что, хотя сегмент потребления энергии и значительный, но с невысокими темпами роста. Но в последние годы он заметно ускорился и сейчас у нас на глазах уже сам начинает определять темпы роста алюминиевого рынка, опережая их, что связано с распространением «зеленой повестки» и тенденциями развития возобновляемых источников энергии.

Растут вложения и запуск новых генерирующих мощностей, прежде всего связанных с гидроэнергетикой и солнечной энергетикой. В солнечной энергетике лидирует Китай, имеющий ограниченные возможности по развитию гидроэнергетики, но поставивший перед собой цель существенно снизить углеродный след. Солнечная энергетика требует огромных объемов алюминия в конструктивных элементах. Это активно растущее направление, один из драйверов роста потребления алюминия в Китае и других странах. В одном Китае в прошлом году для создания конструкций для солнечных электростанций было использовано 2,6 млн тонн алюминия. Это в два с половиной раза больше, чем весь российский алюминиевый рынок! В текущем году объем потребления в этом сегменте может достичь почти 3 млн тонн. Занимающий 80% мирового производства компонентов для солнечной энергетики, Китай экспортирует эту продукцию в страны, которые также стремятся к снижению углеродного следа за счет «озеленения» энергетики.
– А какие отрасли оказались в худшем положении?

– В первую очередь, конечно, автопром. Этот сегмент в прошлом году показал рекордное падение производства и продаж легковых автомобилей – более 60%. Причины известны – уход значительной части иностранных производителей, на которых приходилась львиная доля всего автопроизводства в России.

Более благоприятная ситуация в сегменте коммерческого транспорта, где зависимость от иностранных комплектующих всегда была гораздо ниже, чем в легковом сегменте. Поэтому здесь производство сократилось меньше – мы потеряли только иностранных производителей. В то же время российское производство техники осталось в тех же цифрах, что и в предыдущие годы. В этом году ожидается прирост производства грузовых автомобилей на 15-20%.

В четвертом квартале прошлого года, после снятия ковидных ограничений в Китае, значительно выросли показатели ввоза на наш рынок китайской грузовой техники. С 2021 по 2022 год, всего за год, ввоз китайской коммерческой техники вырос в три с половиной раза. Если в 2021 году китайские грузовики занимали порядка 7-10% рынка, то сейчас 30%. При этом грузовую технику из Европы мы в прошлом году потеряли.

– Есть ли возможность выправить положение в автомобильной и связанных с ней отраслях?

– За последние годы была проделана колоссальная работа по развитию локализации в отечественном автопроме. У нас появились новые мощности по производству компонентов, российские поставщики были квалифицированы для поставок на сборочные производства. И этот накопленный потенциал дает нам возможность ожидать быстрого восстановления автопроизводства, но уже с новыми игроками.

Безусловно продолжит развиваться сегмент коммерческой, специальной и прицепной техники, который гораздо меньше пострадал от ухода европейских брендов, более того, для российских производителей это открыло возможность для увеличения своего производства. Основной вызов для них сейчас – сохранение конкурентоспособности на фоне роста поставок китайкой техники.

Интересным трендом, который в значительной степени определяет сейчас развитие мирового автопрома, является также рост сегмента электромобилей. Общее количество проданных в мире электромобилей в 2022 году превысило 10 млн, и темпы не снижаются. Хотя рынок автомобилей стагнирует, темпы его роста не превышают 1%. На этом фоне продажи электромобилей растут кратно.

Этот сегмент в ближайшие годы будет определять спрос на алюминий в мире. В Европе в прошлом году доля продаж электромобилей перевалила за 45%. То есть, почти каждый второй продаваемый в Старом Свете автомобиль – это электромобиль. В мире этот показатель ниже – лишь 13% всех новых автомобилей относится к сегменту авто на электрической тяге. Но мы видим практически двукратный рост за последний год. Мировым лидером по количеству используемых электромобилей опять-таки является Китай – более 7 млн таких авто уже находится в эксплуатации. Для России электромобиль пока экзотика, даже если возьмем автопарк Москвы.

В прошлом году ассортимент продаваемых автомобилей в России существенно обновился из-за ухода европейских, американских и некоторых азиатских брендов. Сегодня до половины модельного ряда, который приходит на российский рынок, это электромобили. Понятно, что половина модельного ряда не означает половину продаж. Но количество этих машин у нас увеличивается, и, прежде всего, они востребованы в такси и каршеринге. Мы ожидаем рост сегмента электротранспорта, а с ним и развитие инфраструктуры для его подзарядки, строительство распределительных сетей и т.д.

И, конечно, для российского автопрома рост производства электромобилей также может стать дополнительной зоной роста, тем более, что это направление активно поддерживается правительственными программами.
– Говоря о развитии электротранспорта, нельзя не вспомнить о низкоуглеродных технологиях и декарбонизации. Насколько это сейчас для нас актуально?

– В мире этому уделяется большое внимание – вводятся меры, принимаются законодательные акты. Россия не исключение – у нас тоже принята повестка снижения углеродного следа. Причем мы находимся в выгодной по сравнению с другими странами ситуации, так как у нас доля низкоуглеродных технологий, в частности, в алюминиевой промышленности, гораздо выше, чем в среднем в мире. В последние годы в мире высокими темпами растут инвестиции в низкоуглеродные технологии.

И еще один тренд, связанный с требованиями к углеродному следу, – вдвое больший спрос будет приходиться на вторичный металл, чем на первичный. Все больше потребителей, выдвигая дополнительные требования к качеству сырья, хотят видеть там именно вторичный металл.

– Что ждет алюминиевую отрасль в этом году?

– Мы получили существенное падение на рынке в 2022 году. Однако уже сейчас рынок начинает восстанавливаться. С учетом нынешней общеэкономической ситуации наши ожидания на 2023 год можно сформулировать так: худшее уже позади и у нас наметились возможности для дальнейшего роста. Экономика адаптировалась, и сейчас мы можем говорить о поиске дальнейших путей развития.

– Когда отечественный рынок сможет вернуться к прежним показателям? И в каких отраслях возможен рост потребления алюминия?

– Полностью в объемах 2021 года рынок может восстановиться к 2025 году. По нашей оценке, восстановление не будет связано с возвращением импортной продукции. Наоборот, внутреннее производство будет продолжать замещать импортную продукцию. Возможности для роста потребления алюминия есть во всех без исключения отраслях. Одни сегменты будут расти быстрее, другие медленнее. Безусловно, в лидерах здесь строительство, транспортный сектор, упаковка и энергетика.

Об Ассоциации (www.aluminas.ru):

Ассоциация «Объединение производителей, поставщиков и потребителей алюминия» (Алюминиевая Ассоциация) создана при поддержке Министерства промышленности и торговли РФ в декабре 2015 года. Деятельность Ассоциации направлена на создание оптимальных условий для развития алюминиевой промышленности и смежных с ней отраслей. В Ассоциацию входят 128 компаний, в том числе крупнейшие предприятия алюминиевой отрасли России. На долю этих компаний приходится более 67% всего объема производства алюминиевой продукции высоких переделов.

Источник: пресс-служба Алюминиевой Ассоциации
Новости партнеров АНАВ