25 марта 2023 года исполнилось 100 лет со дня рождения замечательного инженера и ученого Татьяны Павловны Захаровой (25.03.1923 – 27.03.2015). Шестьдесят шесть лет она проработала в ЦИАМ и оставила после себя яркий след в науке.
Татьяна Павловна родилась в городе Загорске (ныне Сергиев Посад) Московской области. В ЦИАМ она пришла в 1947 году после окончания Московского авиационного технологического института им. Э.К. Циолковского по специальности «Технология механической обработки». Через год, в 1948 году, она также закончила Московский педагогический институт, где обучалась на факультете иностранных языков.
Трудовая деятельность Т.П. Захаровой началась в отделе «Конструкционная прочность», которым руководил один из основоположников отечественной научной школы конструкционной прочности, академик АН УССР, профессор С.В. Серенсен. Татьяна Павловна прошла путь от рядового инженера-исследователя до ведущего специалиста отрасли в области конструкционной прочности материалов, применяемых в авиакосмическом двигателестроении, став авторитетнейшим профессионалом в сфере статической прочности, много- и малоцикловой усталости. Особенно следует отметить ее вклад в создание отраслевой экспериментальной базы прочностных исследований двигателей в Научно-испытательном центре ЦИАМ.
Т.П. Захарова стала автором и соавтором многих методических и нормирующих документов по прочности двигателей, в частности: норм прочности газотурбинных авиадвигателей, методики предотвращения пожаров в ГТД и ЖРД, методик расчета деталей двигателей на усталость и др. Она внесла большой вклад в разработку и внедрение статистических методов оценки характеристик конструкционной прочности в двигателестроении: многоцикловой и малоцикловой усталости, длительной прочности и ползучести и др. В последние годы жизни Т.П. Захарова активно работала над разработкой методов учета ползучести материала при проектировании лопаток высокотемпературных турбин, выбором режимов проведения и рациональных областей применения упрочнения лопаток турбин, оптимизацией блисков турбин из разнородных материалов.
Т.П. Захарова принимала активнейшее участие в оказании технической помощи ОКБ и серийным заводам авиакосмической отрасли, входя в состав аварийных комиссий по установлению причин возникновения отказов техники. На протяжении нескольких десятилетий она была ответственной за решение проблем прочности двигателей, разработанных под руководством академика А.М. Люльки. Ее научный вклад есть в создании практически всех советских и российских авиационных двигателей третьего и четвертого поколений, прежде всего семейств АЛ-21Ф и АЛ-31Ф.
В 1976 году Т.П. Захарова была награждена орденом «Знак почета», в 1997-м – медалью «В память 850-летия Москвы», Федеральное агентство по промышленности (Роспром) в 2005 году удостоило ее благодарности за большой личный вклад в развитие отечественной авиационной промышленности, администрация Московской области в 2014 году – ордена «Иван Калита», символизирующего общественное признание людей, чьи действия направлены на процветание всей страны и имеют национальное значение.
Ее имя внесено в Книгу почета института, в 2007 году ей было присвоено звание «Заслуженный ветеран труда ЦИАМ». За личный вклад в развитие авиадвигателестроения Татьяна Павловна многократно награждалась почетными грамотами и неоднократно выдвигалась на Доску почета института. В 2007 году за разработку и внедрение комплекса расчетно-экспериментальных методик Т.П. Захарова была удостоена Премии и Почетной медали имени генерального конструктора, академика А.М. Люльки. Эта награда присуждается ученым и инженерам, разработавшим и внедрившим принципиально новые, прорывные решения в области авиационного двигателестроения.
Т.П. Захарова активно участвовала в международных и всероссийских научно-технических конференциях, в работе научно-технических семинаров (последний доклад на семинаре ЦИАМ «Прочность, надежность, динамика» она сделала в ноябре 2012 года в возрасте 89 лет). Она – автор более ста научных публикаций в нашей стране и за рубежом. Научно-технические отчеты Т.П. Захаровой многократно отмечались грамотами на конкурсах ЦИАМ «Лучшая работа года».
Несмотря на возраст и вопреки ему, имеющая колоссальный опыт, Татьяна Павловна всегда заражала коллег своим интересом к миру и науке, до последних дней жизни оставалась активным ведущим специалистом отрасли. Хорошо владея английским языком, она постоянно была в курсе последних мировых научных достижений по тематике работ, проведением которых руководила, и успешно применяла эти достижения для отечественной науки.
Активно участвовала она и в общественной жизни коллектива. Острый ум, отличное чувство юмора, работоспособность, исследовательский характер, энергичность и жизнелюбие Татьяны Павловны снискали ей высокий авторитет у сотрудников ЦИАМ, специалистов научных и производственных предприятий как в нашей стране, так и за рубежом.
Добрая память о ней продолжает жить в ее научном наследии и в ее учениках.
Для справки:
ФАУ «ЦИАМ им. П.И. Баранова» (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») – единственная в стране научно-исследовательская организация, осуществляющая комплексные научные исследования и научное сопровождение разработок в области авиадвигателестроения – от фундаментальных исследований физических процессов до совместной работы с ОКБ по созданию, доводке и сертификации новых двигателей и наземных газотурбинных установок. Все отечественные авиационные двигатели создавались при непосредственном участии института и проходили доводку на его стендах.
Национальный исследовательский центр «Институт им. Н.Е. Жуковского» (далее – Центр) создан в соответствии с Федеральным законом от 4 ноября 2014 года № 326-ФЗ, принятым во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина от 15 сентября 2011 г. № ВП-П7-6543, для организации и выполнения научно-исследовательских работ, разработки новых технологий по приоритетным направлениям развития авиационной техники, ускоренного внедрения в производство научных разработок и использования научных достижений в интересах отечественной экономики.
Центр осуществляет от имени Российской Федерации полномочия учредителя и собственника имущества организаций в соответствии с перечнем, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2015 года № 2489-р, в порядке и объеме полномочий, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В состав ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского»» входят следующие предприятия: ФАУ «ЦАГИ» (г. Жуковский, Московская область); ФАУ «ЦИАМ им. П.И. Баранова» (г. Москва); ФАУ «ГосНИИАС» (г. Москва); ФАУ «СибНИА им. С. А. Чаплыгина» (г. Новосибирск); ФКП «ГкНИПАС» (пос. Белозерский, Московская область).
Пресс-служба ФАУ «ЦИАМ им. П.И. Баранова»
Татьяна Павловна родилась в городе Загорске (ныне Сергиев Посад) Московской области. В ЦИАМ она пришла в 1947 году после окончания Московского авиационного технологического института им. Э.К. Циолковского по специальности «Технология механической обработки». Через год, в 1948 году, она также закончила Московский педагогический институт, где обучалась на факультете иностранных языков.
Трудовая деятельность Т.П. Захаровой началась в отделе «Конструкционная прочность», которым руководил один из основоположников отечественной научной школы конструкционной прочности, академик АН УССР, профессор С.В. Серенсен. Татьяна Павловна прошла путь от рядового инженера-исследователя до ведущего специалиста отрасли в области конструкционной прочности материалов, применяемых в авиакосмическом двигателестроении, став авторитетнейшим профессионалом в сфере статической прочности, много- и малоцикловой усталости. Особенно следует отметить ее вклад в создание отраслевой экспериментальной базы прочностных исследований двигателей в Научно-испытательном центре ЦИАМ.
Т.П. Захарова стала автором и соавтором многих методических и нормирующих документов по прочности двигателей, в частности: норм прочности газотурбинных авиадвигателей, методики предотвращения пожаров в ГТД и ЖРД, методик расчета деталей двигателей на усталость и др. Она внесла большой вклад в разработку и внедрение статистических методов оценки характеристик конструкционной прочности в двигателестроении: многоцикловой и малоцикловой усталости, длительной прочности и ползучести и др. В последние годы жизни Т.П. Захарова активно работала над разработкой методов учета ползучести материала при проектировании лопаток высокотемпературных турбин, выбором режимов проведения и рациональных областей применения упрочнения лопаток турбин, оптимизацией блисков турбин из разнородных материалов.
Т.П. Захарова принимала активнейшее участие в оказании технической помощи ОКБ и серийным заводам авиакосмической отрасли, входя в состав аварийных комиссий по установлению причин возникновения отказов техники. На протяжении нескольких десятилетий она была ответственной за решение проблем прочности двигателей, разработанных под руководством академика А.М. Люльки. Ее научный вклад есть в создании практически всех советских и российских авиационных двигателей третьего и четвертого поколений, прежде всего семейств АЛ-21Ф и АЛ-31Ф.
В 1976 году Т.П. Захарова была награждена орденом «Знак почета», в 1997-м – медалью «В память 850-летия Москвы», Федеральное агентство по промышленности (Роспром) в 2005 году удостоило ее благодарности за большой личный вклад в развитие отечественной авиационной промышленности, администрация Московской области в 2014 году – ордена «Иван Калита», символизирующего общественное признание людей, чьи действия направлены на процветание всей страны и имеют национальное значение.
Ее имя внесено в Книгу почета института, в 2007 году ей было присвоено звание «Заслуженный ветеран труда ЦИАМ». За личный вклад в развитие авиадвигателестроения Татьяна Павловна многократно награждалась почетными грамотами и неоднократно выдвигалась на Доску почета института. В 2007 году за разработку и внедрение комплекса расчетно-экспериментальных методик Т.П. Захарова была удостоена Премии и Почетной медали имени генерального конструктора, академика А.М. Люльки. Эта награда присуждается ученым и инженерам, разработавшим и внедрившим принципиально новые, прорывные решения в области авиационного двигателестроения.
Т.П. Захарова активно участвовала в международных и всероссийских научно-технических конференциях, в работе научно-технических семинаров (последний доклад на семинаре ЦИАМ «Прочность, надежность, динамика» она сделала в ноябре 2012 года в возрасте 89 лет). Она – автор более ста научных публикаций в нашей стране и за рубежом. Научно-технические отчеты Т.П. Захаровой многократно отмечались грамотами на конкурсах ЦИАМ «Лучшая работа года».
Несмотря на возраст и вопреки ему, имеющая колоссальный опыт, Татьяна Павловна всегда заражала коллег своим интересом к миру и науке, до последних дней жизни оставалась активным ведущим специалистом отрасли. Хорошо владея английским языком, она постоянно была в курсе последних мировых научных достижений по тематике работ, проведением которых руководила, и успешно применяла эти достижения для отечественной науки.
Активно участвовала она и в общественной жизни коллектива. Острый ум, отличное чувство юмора, работоспособность, исследовательский характер, энергичность и жизнелюбие Татьяны Павловны снискали ей высокий авторитет у сотрудников ЦИАМ, специалистов научных и производственных предприятий как в нашей стране, так и за рубежом.
Добрая память о ней продолжает жить в ее научном наследии и в ее учениках.
Для справки:
ФАУ «ЦИАМ им. П.И. Баранова» (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») – единственная в стране научно-исследовательская организация, осуществляющая комплексные научные исследования и научное сопровождение разработок в области авиадвигателестроения – от фундаментальных исследований физических процессов до совместной работы с ОКБ по созданию, доводке и сертификации новых двигателей и наземных газотурбинных установок. Все отечественные авиационные двигатели создавались при непосредственном участии института и проходили доводку на его стендах.
Национальный исследовательский центр «Институт им. Н.Е. Жуковского» (далее – Центр) создан в соответствии с Федеральным законом от 4 ноября 2014 года № 326-ФЗ, принятым во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина от 15 сентября 2011 г. № ВП-П7-6543, для организации и выполнения научно-исследовательских работ, разработки новых технологий по приоритетным направлениям развития авиационной техники, ускоренного внедрения в производство научных разработок и использования научных достижений в интересах отечественной экономики.
Центр осуществляет от имени Российской Федерации полномочия учредителя и собственника имущества организаций в соответствии с перечнем, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2015 года № 2489-р, в порядке и объеме полномочий, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В состав ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского»» входят следующие предприятия: ФАУ «ЦАГИ» (г. Жуковский, Московская область); ФАУ «ЦИАМ им. П.И. Баранова» (г. Москва); ФАУ «ГосНИИАС» (г. Москва); ФАУ «СибНИА им. С. А. Чаплыгина» (г. Новосибирск); ФКП «ГкНИПАС» (пос. Белозерский, Московская область).
Пресс-служба ФАУ «ЦИАМ им. П.И. Баранова»