Автор:
Сергей Дмитриевич Комиссаров, главный редактор Национального авиационного журнала "Крылья Родины", академик Академии наук авиации и воздухоплавания
О начальном периоде работ в СССР по созданию газотурбинных двигателей для авиации написано немало. В центре внимания при этом заслуженно стоят такие корифеи, как А.М.Люлька, В.К.Климов, А.М.Микулин. Менее известны некоторые другие учёные и конструкторы, которые тоже внесли свой вклад в разработку и производство отечественных ТРД и ТВД. В их числе – профессор Владимир Васильевич Уваров, который явился одним из пионеров этой отрасли техники и крупным учёным-теоретиком в области газовых турбин. Его деятельность довольно обстоятельно освещена в ряде публикаций, однако некоторые её аспекты остаются практически неизвестными. Автор данной статьи решил поделиться с читателем архивными находками, дополняющими представление о разработках В.В.Уварова.
Сергей Дмитриевич Комиссаров, главный редактор Национального авиационного журнала "Крылья Родины", академик Академии наук авиации и воздухоплавания
О начальном периоде работ в СССР по созданию газотурбинных двигателей для авиации написано немало. В центре внимания при этом заслуженно стоят такие корифеи, как А.М.Люлька, В.К.Климов, А.М.Микулин. Менее известны некоторые другие учёные и конструкторы, которые тоже внесли свой вклад в разработку и производство отечественных ТРД и ТВД. В их числе – профессор Владимир Васильевич Уваров, который явился одним из пионеров этой отрасли техники и крупным учёным-теоретиком в области газовых турбин. Его деятельность довольно обстоятельно освещена в ряде публикаций, однако некоторые её аспекты остаются практически неизвестными. Автор данной статьи решил поделиться с читателем архивными находками, дополняющими представление о разработках В.В.Уварова.

В.В.Уваров (1899-1977) в 1924 г. окончил МВТУ им. Баумана и был назначен преподавателем на кафедре паровых турбин. В 1925г. Уваров начал проводить исследования по газовым турбинам под руководством профессора Н.Р.Бриллинга, а в 1930 г. возглавил лабораторию №1 Всесоюзного теплотехнического института им. Ф.Э.Дзержинского, которая занималась разработкой и исследованием экспериментальных авиационных газовых турбин. В 1934 г. в ВТИ прошла длительные испытания первая отечественная высокотемпературная газотурбинная установка ГТУ-1, ставшая прообразом будущих турбовинтовых двигателей. Установка состояла из одноступенчатого центробежного компрессора, кольцевой камеры сгорания и одноступенчатой газовой турбины. Диск турбины, её лопатки и корпус установки имели водяное охлаждение. Её развитием стала установка ГТУ-3. Это был фактически первый экспериментальный авиационный газотурбинный двигатель в СССР.
В 1940 г. коллектив лаборатории №1 ВТИ был переведён в ЦИАМ. Здесь в 1943-1946 гг. под руководством Уварова был создан и испытан образец экспериментального двигателя Э-3080 (к нему мы ещё вернёмся). В 1945 году Уварову было присвоено звание доктора технических наук. В 1946 г. он был назначен ответственным руководителем и главным конструктором завода №41 Минавиапрома в Омске. С 1949 г. профессор В.В.Уваров организовал кафедру газовых турбин в МВТУ, которой руководил до конца своих дней. Он внёс огромный вклад как в развитие теории газотурбинных двигателей, так и в подготовку кадров для отечественного двигателестроения. В.В.Уваров является одним из создателей первых образцов газотурбовозов, изготовленных Коломенским локомотивным заводом. Заслуги В.В.Уварова отмечены званием Заслуженного деятеля науки и техники РСФСР, орденами Ленина и Трудового Красного Знамени.
Читать полностью...
В 1940 г. коллектив лаборатории №1 ВТИ был переведён в ЦИАМ. Здесь в 1943-1946 гг. под руководством Уварова был создан и испытан образец экспериментального двигателя Э-3080 (к нему мы ещё вернёмся). В 1945 году Уварову было присвоено звание доктора технических наук. В 1946 г. он был назначен ответственным руководителем и главным конструктором завода №41 Минавиапрома в Омске. С 1949 г. профессор В.В.Уваров организовал кафедру газовых турбин в МВТУ, которой руководил до конца своих дней. Он внёс огромный вклад как в развитие теории газотурбинных двигателей, так и в подготовку кадров для отечественного двигателестроения. В.В.Уваров является одним из создателей первых образцов газотурбовозов, изготовленных Коломенским локомотивным заводом. Заслуги В.В.Уварова отмечены званием Заслуженного деятеля науки и техники РСФСР, орденами Ленина и Трудового Красного Знамени.
Читать полностью...