Как Вас теперь называть? (вопрос к самолёту)
Автор: Сергей Дмитриевич Комиссаров, главный редактор журнала «Крылья Родины», академик АНАиВ
В предыдущей статье цикла, посвящённого обозначениям самолётов, речь шла о повторном использовании одних и тех же названий для разнотипных самолётов. На этот раз предметом является противоположное явление – присвоение одному и тому же типу самолёта множественных альтернативных обозначений. Конечно, среди самолётов бывают и «однолюбы», носящие одно и то же базовое название на протяжении всей жизни. Но и примеров множественности предостаточно. Она порождается спецификой процесса создания самолёта и часто неизбежна. Чтобы понять эту специфику, стоит взглянуть на практику и систему присвоения обозначений в отечественной авиации (возьмём для начала советский период до 1941 года).
Самолёт получал обозначение от разработчика, нередко по фамилии или инициалам главного конструктора. Вот примеры. Начнём с трёхбуквенных обозначений: АНТ - Андрей Николаевич Туполев (АНТ-1, АНТ-2 и т.д. до АНТ-58), ОКА – Олег Константинович Антонов (ОКА-38), САМ – Самолёт Александра Москалёва (САМ-10 и др.), БИЧ – Борис Иванович Черановский (БИЧ-7 и др.). Двухбуквенные обозначения; ДГ – Дмитрий Григорович (ДГ-54 и др.), ИТ – Игорь Толстых (ИТ-2 и др), СК – Сергей Королёв (СК-4, СК-7). Однобуквенные обозначения: К – Калинин (К-1 и т.д. до К-17), Г – Грибовский (Г-5, Г-10 и др.), Г – Гроховский (Г-27, Г-38 и др.), С – Степанчонок (С-1), Ш – Шавров (Ш-1, Ш-2 и т.д. до Ш-7). Если у самолёта были два автора, обозначение состояло из первых букв их фамилий. Примеры: АК – Александров и Калинин, ЛМ – Лыкошин и Михельсон.
Некоторые конструкторы воздерживались от присвоения проектам своих имён. Так, не известно ни одного «личного» обозначения для самолётов Поликарпова (По-2 не в счёт). А.С.Яковлев называл свои довоенные самолёты инициалами АИР с номерами (АИР – Алексей Иванович Рыков, тогдашний глава Советского правительства). Часто обозначения от разработчика отражали название КБ или организации (завода, института). Отсюда названия с аббревиатурами НИАИ, МАИ, ХАИ, КАИ, ЦКБ, ЦАГИ, ВВА, БОК, ОСГА и др. В некоторых случаях уже на стадии разработки самолёт получал от своего автора функциональное наименование (подробнее об этом – несколько ниже).
Автор: Сергей Дмитриевич Комиссаров, главный редактор журнала «Крылья Родины», академик АНАиВ
В предыдущей статье цикла, посвящённого обозначениям самолётов, речь шла о повторном использовании одних и тех же названий для разнотипных самолётов. На этот раз предметом является противоположное явление – присвоение одному и тому же типу самолёта множественных альтернативных обозначений. Конечно, среди самолётов бывают и «однолюбы», носящие одно и то же базовое название на протяжении всей жизни. Но и примеров множественности предостаточно. Она порождается спецификой процесса создания самолёта и часто неизбежна. Чтобы понять эту специфику, стоит взглянуть на практику и систему присвоения обозначений в отечественной авиации (возьмём для начала советский период до 1941 года).
Самолёт получал обозначение от разработчика, нередко по фамилии или инициалам главного конструктора. Вот примеры. Начнём с трёхбуквенных обозначений: АНТ - Андрей Николаевич Туполев (АНТ-1, АНТ-2 и т.д. до АНТ-58), ОКА – Олег Константинович Антонов (ОКА-38), САМ – Самолёт Александра Москалёва (САМ-10 и др.), БИЧ – Борис Иванович Черановский (БИЧ-7 и др.). Двухбуквенные обозначения; ДГ – Дмитрий Григорович (ДГ-54 и др.), ИТ – Игорь Толстых (ИТ-2 и др), СК – Сергей Королёв (СК-4, СК-7). Однобуквенные обозначения: К – Калинин (К-1 и т.д. до К-17), Г – Грибовский (Г-5, Г-10 и др.), Г – Гроховский (Г-27, Г-38 и др.), С – Степанчонок (С-1), Ш – Шавров (Ш-1, Ш-2 и т.д. до Ш-7). Если у самолёта были два автора, обозначение состояло из первых букв их фамилий. Примеры: АК – Александров и Калинин, ЛМ – Лыкошин и Михельсон.
Некоторые конструкторы воздерживались от присвоения проектам своих имён. Так, не известно ни одного «личного» обозначения для самолётов Поликарпова (По-2 не в счёт). А.С.Яковлев называл свои довоенные самолёты инициалами АИР с номерами (АИР – Алексей Иванович Рыков, тогдашний глава Советского правительства). Часто обозначения от разработчика отражали название КБ или организации (завода, института). Отсюда названия с аббревиатурами НИАИ, МАИ, ХАИ, КАИ, ЦКБ, ЦАГИ, ВВА, БОК, ОСГА и др. В некоторых случаях уже на стадии разработки самолёт получал от своего автора функциональное наименование (подробнее об этом – несколько ниже).

Ещё один самолёт с многими названиями: МАИ-тандем. Тандем-МАИ, МАИ-3, Ш-МАИ, Ш-тандем
Интересны обозначения от разработчика, отражающие ту или иную особенность конструкции или технологии. Примеры: «Фанера-2» (он же ЛК-1 или НИАИ-1) – самолёт с широким применением фанеры в конструкции; РК – «разрезное крыло»; Э-1 – самолёт, построенный с применением сплава «электрон»; «Сталь-2, -3, -6, -8, -11» и т.д, а также «Сталь-МАИ» – несколько типов самолётов, где сталь была основным конструкционным материалом; С («Спарка») – самолёт с двумя двигателями в одной установке в тандем; ИС – истребитель складной (со складывающимся нижним крылом), ПС – «прозрачный самолёт», РК – «раздвижное крыло» Бакшаева, РП – «ракетный планер» (РП-2, РП218, РП-318-1), «Дисколёт» и «Дископлан» (аппараты с круглым в плане крылом) и т.п. Обозначения ДКЛ («двухмоторный, краевой, линейный») и АСК (амфибия северного края) – не часто встречающееся сочетание зашифровки в обозначении как конструктивного признака, так и назначения самолёта.
Читать полностью...
Читать полностью...