Новости

На Южном фронте без перемен или неделя «затишья» перед штурмом Ростова. ВВС Красной Армии в воздушной войне на Южном фронте в ноябре 1941 г.

Подготовка к вылету истребителя И-153. 1941 год


Авторы:
Александр Николаевич Заблотский, Иван Анатольевич Заболотский

Академия наук авиации и воздухоплавания поддержала историческую рубрику "Воздушный фронт Великой Отечественной" в журнале "Крылья Родины".
Ростов-на-Дону весь первый период войны на востоке оставался для немцев и их союзников одной из важнейших целей. Главные нефтедобывающие регионы советской страны в то время находились на Кавказе. Ростов был тем «ключом» который открывал пути ко вторжению на Кавказ и далее – в Иран, на Ближний Восток. Поэтому на ростовское направление был нацелен один из четырёх бронированных кулаков немцев – танковая группа Эвальда фон Клейста. Даже в самые критические моменты сражений на центральном участке фронта танки и мотопехота Клейста упорно продолжала рваться к Ростову.

7 октября 1941 г. танковая группа Клейста завершила окружение войск 9-й и 18-й советских армий. На следующий день передовые части немцев ворвались в Мариуполь. Дорога на Таганрог и Ростов была открыта - перед противником не осталось даже подобия линии фронта. Но и немцам требовалась передышка. Вытянувшийся на восток «палец» бронированной перчатки повис на «суставах». Отставшие пехота и тылы не позволяли танкам двигаться дальше. Несколько суток вынужденной остановки дали возможность советскому командования выдвинуть сначала завесу из сводных сил курсантов военных училищ, бойцов НКВД, ополченцев, а затем и выстроить по реке Миус линию из трёх свежих стрелковых дивизий и кавалерийских частей, начавших контратаки на передовые подразделения врага.

В боях 10-20 октября 1941 г. отечественные историки всегда ставят акцент на стойкость нашей пехоты, кавалерии и артиллеристов на миусских рубежах. Немецкие мемуаристы напирают на проливные дожди, не давшие им сходу взять Ростов. Но был ещё один немаловажный фактор. И в эти дни, и позже немецкие части ежесуточно подвергались десяткам налётов советской авиации. Сборные группы И-15бис и И-16 штурмуют передовые отряды и автомобильные колонны противника. Эскадрильи бомбардировщиков СБ работают по скоплениям вражеской техники. По немецким тылам, а иногда даже и по переднему краю разгружаются дальние ДБ-3Ф и тяжелые корабли ТБ-3. По ночам противника лишают сна бипланы Р-5. В свою очередь командование Южного фронта, свежую информацию о положении подчиненных войск, подчас может получить только из разведывательных вылетов истребителей ЛаГГ-3, которые строят тут же на таганрогском авиазаводе №31.

Захватив 17 октября Таганрог, немцы вязнут в советской обороне на кратчайшем пути вдоль шоссе Таганрог-Ростов. Попытка обогнуть Ростов с севера, через Новочеркасск, натыкается на упорное сопротивление советских войск и тонет в ноябрьских дождях Приазовья. Фронт на время стабилизируется. Немцы ждут морозной погоды, чтобы в последнем рывке двух моторизованных корпусов прорваться к Ростову и, наконец, выйти на рубеж реки Дон. Наш рассказ пойдет всего об одной неделе боёв в воздухе над остановившимся перед Ростовом фронтом7-14 ноября 1941 г.

В 1941 г. 248-й ИАП был вооружен истребителями И-16 последних серий

В день очередной годовщины Октябрьской Революции 7 ноября 1941 г. когда в Москве снег заносил на Красной Площади войска, собранные для знаменитого парада, погода под Ростовом была ненастной, с проливными дождями и облачностью, спускавшейся до 100-150 метров. Поэтому активных боевых действий в воздухе в этот день не велось.

Противник ограничился высылкой к линии фронта немногочисленных истребительных патрулей из состава эскадрJG52 и JG77. С нашей стороны на воздушную разведку вылетали шесть истребителей (пять И-15бис и один И-153) из 590-го ИАП 73-й CАД. Разведчики просмотрели ближние тылы немцев. Облачность позволила им избежать встреч с немецкими истребителями. Противник встречал наши самолеты огнем зениток, но безрезультатно. В свою очередь, наши летчики не упускали случая проштурмовать немцев огнем бортового оружия.

Самолеты других полков 73-й смешанной АД, частей 74-й САД и 74-й бомбардировочной авиадивизии, в этот день в воздух не поднимались.

Читать полностью....
Новости Академии