Новости 2025

Генеральный конструктор. К 120-летию со дня рождения Артёма Ивановича Микояна.

Автор:
Евгений Викторович Арсеньев,
член-корреспондент Академии наук авиации и воздухоплавания
Артём Иванович Микоян родился 5 августа 1905 г. в селе Санаин Алавердского района Армении. Свою трудовую деятельность он начал в 1923 г. в Ростове-на-Дону учеником токаря на заводе «Красный Аксай». В ноябре 1925 г. Артём Иванович переехал в Москву, где работал токарем на заводе «Динамо», а в сентябре 1927 г. его направили на партийную работу секретарём парткома Октябрьского трамвайного депо. С декабря 1928 г. по октябрь 1930 г. А.И. Микоян проходил срочную службу в рядах Красной Армии, после чего он работал в Москве секретарём парткома завода «Компрессор».

Талида Отаровна и Ованес Нерсесович – родители Артёма Ивановича Микояна. 1913 год

Секретарь бюро комсомола Ивано-Вознесенской нормальной школы им. М.В. Фрунзе А.И. Микоян

Свою жизнь с авиацией Артём Иванович связал в мае 1931 г., когда его направили на учёбу в Военно-воздушную академию РККА им. проф. Н.Е. Жуковского. Он поступил на инженерный факультет, который успешно окончил в октябре 1937 г. В академии А.И. Микоян с группой однокурсников создал свою первую конструкцию – авиетку «Октябрёнок». Артём Иванович выполнил аэродинамический расчёт и участвовал в проработке её компоновки.

По рекомендации государственной экзаменационной комиссии А.И. Микояна направили в военное представительство ГУ ВВС КА на заводе № 1 им. Авиахима. С февраля 1938 г. в качестве помощника военпреда он принимал непосредственное участие в работах по внедрению в серийное производство манёвренного истребителя И-15бис. В марте 1939 г. его перевели из военной приёмки в НКАП – в ОКБ Н.Н. Поликарпова, где назначили начальником КБ-1 по манёвренным истребителям.

8 декабря 1939 г. Артём Иванович возглавил Особый конструкторский отдел (ОКО), который был создан на заводе № 1 для разработки и постройки скоростного истребителя И-200. Заместителем А.И. Микояна стал его ближайший соратник М.И. Гуревич.

Главный конструктор А.И. Микоян и его заместитель М.И. Гуревич с моделью истребителя МиГ-3

Первый опытный экземпляр скоростного истребителя И-200

При создании И-200 (с декабря 1940 г. – МиГ-1) впервые применили новые методы работы и организации труда, в том числе и метод скоростного проектирования, позволивший существенно сократить время на его разработку. Благодаря этому самолёт создали в рекордно короткие сроки – за 132 дня. К проектированию приступили 25 ноября 1939 г., а первый вылет опытной машины состоялся 5 апреля 1940 г. Уже в конце октября из сборочного цеха завода № 1 стали выходить серийные самолёты, а в декабре началась их поставка в строевые части ВВС КА.

В начале декабря 1940 г. А.И. Микояна назначили главным конструктором завода № 1. К этому времени на базе МиГ-1 создали улучшенную модификацию с увеличенной дальность полёта – МиГ-3. Истребитель МиГ-3 строился большой серией и участвовал в боевых действиях с первых дней Великой Отечественной войны. Всего в 1940-1942 гг. было изготовлено 100 самолётов МиГ-1 и 3172 МиГ-3.

В 1940-41 годах истребитель МиГ-3 строился большой серией и участвовал в боевых действиях с первых дней Великой Отечественной войны

Завод № 1 и ОКО во второй половине октября 1941 г. эвакуировали в г. Куйбышев. После разгрома немецких войск под Москвой в марте 1942 г. в столице организовали опытный завод № 155 конструкторского бюро А.И. Микояна и М.И. Гуревича (ОКБ-155). Директором и главным конструктором нового предприятия назначили Артёма Ивановича. Всего в 1941-1945 гг. в ОКО, а затем в ОКБ-155 было разработано 15 самолётов. Наивысшие результаты в ходе испытаний показали перехватчик И-224, поднявшийся на высоту 14100 м, истребитель И-225, показавший максимальную скорость 726 км/ч, а также И-250 с комбинированной силовой установкой, достигший с применением реактивного ускорителя скорости 820 км/ч.

Опыт, полученный коллективом ОКБ-155 в ходе разработки самолётов в годы Великой Отечественной войны, позволил после её завершения в самые короткие сроки решить задачу создания первенца отечественного реактивного самолётостроения – истребителя МиГ-9, который 24 апреля 1946 г. впервые поднялся в воздух. Первые полёты МиГ-9 продемонстрировали, что он значительно превосходит по лётным характеристикам поршневые истребители. Его максимальная скорость составила 911 км/ч.

24 апреля 1946 года лётчик-испытатель А.Н. Гринчик впервые поднял в воздух МиГ-9 – первый отечественный истребитель с турбореактивными двигателями

Работа по подготовке серийного производства МиГ-9 на заводе № 1 осенью 1946 года по своему объёму и чрезвычайно сжатым срокам не имела равных в истории авиации. Постройка первых 10 самолётов заняла 41 день. Всего в 1946-1948 гг. было изготовлено 602 серийных машины. Именно с истребителя МиГ-9 отечественная авиационная промышленность перешла на реактивную авиацию, а личный состав ВВС на её эксплуатацию.

Истребитель МиГ-15 (1947) с крылом стреловидностью 35˚ принёс ОКБ А.И. Микояна и М.И. Гуревича мировую известность. Максимальная скорость МиГ-15 составила 1047 км/ч. Благодаря исключительной простоте конструкции, технологичности, боевой живучести и надёжности в эксплуатации, а также выдающимся лётно-техническим и боевым качествам, он приобрёл славу «самолёта-солдата». В воздушных сражениях Корейской войны МиГ-15 завоевал себе право быть во главе лучших серийных истребителей начала 1950-х годов.

Фронтовой истребитель МиГ-15

Серийный выпуск МиГ-15 и его модификаций осуществлялся в 1949-1959 гг. на девяти авиазаводах, на которых в общей сложности построили 12942 самолёта. Кроме того, производство МиГ-15 было налажено в Польше и Чехословакии. Самолёт стал самым массовым реактивным истребителем в мире – построено 17123 экземпляра.

А.И. Микоян со своими соратниками М.И. Гуревичем, Д.Н. Кургузовым, А.Г. Бруновым и Н.З. Матюком за работой. 1948 год

МиГ-17 (1949) с крылом стреловидностью 45˚ стал логическим продолжением истребителя МиГ-15бис. Установка на МиГ-17Ф двигателя ВК-1Ф с форсажной камерой позволила вплотную подойти к полётам со скоростью звука (М=0,994). По своим возможностям МиГ-17Ф заслуженно считался лучшим дозвуковым истребителем мира. Он превосходил такие самолёты, как F-86 «Сейбр», «Хантер» и «Мистер» IVA. Во Вьетнаме и на Ближнем Востоке МиГ-17Ф достаточно успешно вели воздушные бои даже со сверхзвуковыми истребителями нового поколения F-4 «Фантом» II и «Мираж» III.

МиГ-17П и МиГ-17ПФ стали первыми массовыми отечественными всепогодными истребителями-перехватчиками с бортовой РЛС, поступившими на вооружение авиации ПВО. Всего в 1952-1958 гг. на пяти авиазаводах было построено 8045 самолётов МиГ-17 всех модификаций. Он также в разных вариантах выпускался в Польше, Чехословакии и Китае. Суммарный выпуск составил 11106 экземпляров.

МиГ-17 с крылом стреловидностью 45˚ стал логическим продолжением истребителя МиГ-15бис

Лауреаты Государственной премии за создание истребителя МиГ-15 и катапультного кресла (слева направо): Н.З. Матюк, В.М. Беляев, М.И. Гуревич, А.И. Микоян, С.Н. Люшин и А.Г. Брунов. 1949 год

Эру сверхзвуковой авиации в отечественном самолётостроении открыл МиГ-19 с крылом стреловидностью 55˚. Его первый полёт состоялся 5 января 1954 г. Во время создания МиГ-19 в тесном сотрудничестве со смежными НИИ и ОКБ был решён целый ряд новых научно-технических вопросов: сверхзвуковая аэродинамическая компоновка, системы необратимого бустерного управления и другие. В ходе испытаний самолёт показал максимальную скорость 1452 км/ч (М=1,348). МиГ-19 стал первым отечественным сверхзвуковым истребителем, запущенным в серийное производство. В 1955-1960 гг. на двух авиазаводах было построено 1892 самолёта МиГ-19 в различных модификациях, а с учётом производства в Чехословакии и Китае суммарный выпуск составил порядка 6300 экземпляров.

Эру сверхзвуковой авиации в отечественном самолётостроении открыл созданный в 1954 году истребитель МиГ-19 с крылом стреловидностью 55˚

Успехи отечественной авиационной науки и техники, глубокие и обширные исследования в области аэродинамики были воплощены в лёгком сверхзвуковом фронтовом истребителе МиГ-21 (1956). Впервые в практике ОКБ на самолёте применено треугольное крыло с большой стреловидностью (57˚). Удачно найденные конструкторские решения дали возможность создать на базе МиГ-21 более 20 модификаций, из них 16 выпускались серийно в 1957-1986 гг. на трёх авиазаводах, которые изготовили 10616 самолётов. С учётом производства в Индии, Китае и Чехословакии суммарный выпуск составил около 13800 экземпляров.

Создание и развитие семейства МиГ-21 подтвердило правильность разработанной в ОКБ концепции лёгких истребителей массового производства с высокими боевыми характеристиками и низкой себестоимостью. Эта концепция получила всемирное признание и была успешно реализована как в отечественном, так и в зарубежном авиастроении. На МиГ-21 установлено 24 мировых рекорда.

Артём Иванович обсуждает с лётчиками-испытателями Г.А. Седовым, Г.К. Мосоловым и К.К. Коккинаки предстоящий испытательный полёт. 1958 год

Создание и развитие самолётов семейства МиГ-21 подтвердило правильность разработанной в ОКБ концепции лёгких истребителей массового производства с высокими боевыми характеристиками и низкой себестоимостью. На самолётах семейства МиГ-21 в период с 1959 по 1991 год установлено 24 мировых рекорда, в том числе три абсолютных

В декабре 1956 г. Артёма Ивановича назначили на должность генерального конструктора. В апреле 1959 г. решением высшей Аттестационной Комиссии ему была присвоена учёная степень доктора технических наук, а в ноябре 1968 года на общем собрании Академии наук СССР А.И. Микояна избрали действительным членом (академиком) АН СССР. Артём Иванович вёл большую общественно-политическую работу – был депутатом Верховного Совета СССР в 1950-1970 гг.

МиГ-23 и МиГ-25 стали последними самолётами, созданными под руководством А.И. Микояна. Истребитель МиГ-23 (1967) был самым массовым отечественным боевым самолётом 3-го поколения. На нём впервые в отечественной авиации применено крыло изменяемой геометрии (диапазон изменения от 16° до 72°). Новая аэродинамическая схема обеспечила МиГ-23 высокие несущие свойства, большое аэродинамическое качество на крейсерских режимах, полёт на малых и предельно малых высотах, в том числе со сверхзвуковой скоростью у земли.

Истребитель МиГ-23 с крылом изменяемой геометрии стал самым массовым отечественным боевым реактивным самолётом 3-го поколения и основным истребителем ВВС СССР 70-80-х годов. Он также широко применялся в войсках ПВО страны

МиГ-25 (1964) был создан в результате разработки одного из самых впечатляющих проектов своего времени – самолёта, способного летать со скоростью 3000 км/ч. Он превосходил все истребители мира по максимальной скорости и высоте полёта. Впервые освоенный диапазон режимов полёта и связанный с ним кинетический нагрев обусловил применение в конструкции планера жаропрочных сталей и титановых сплавов, передовых технологических процессов (сварки). Благодаря уникальным скоростным и высотным характеристикам на самолётах семейства МиГ-25 установлено 39 мировых рекордов, в том числе три абсолютных.

Истребители-перехватчики МиГ-25П и самолёты-разведчики МиГ-25РБ являются выдающимся достижением отечественной авиационной науки и техники. Благодаря уникальным скоростным и высотным характеристикам на самолётах МиГ-25 в период с 1965 по 1997 год было установлено 39 мировых авиационных рекордов скорости, высоты и скороподъёмности, в том числе три абсолютных

Всего под руководством А.И. Микояна и при его непосредственном участии создано более 50 образцов истребителей, крылатых ракет и самолётов-лабораторий различного назначения, а с учётом многочисленных модификаций – более 100. Проводилась серьёзная научно-исследовательская работа в области освоения больших скоростей и высот полёта, а также обеспечения управляемости и автоматизации. Артём Иванович руководил технической направленностью и координировал работы многочисленных смежных предприятий и НИИ, участвовавших в создании самолётов марки «МиГ», осуществлял эффективное взаимодействие с серийными заводами и ВВС.

А.И. Микоян создал свою школу в самолётостроении, воспитал много высококвалифицированных кадров. Под его руководством ОКБ стало крупнейшим конструкторским и научным центром, способным решать самые сложные задачи создания авиационной техники. Артём Иванович был до конца верным долгу, преданным своему делу человеком. Он обладал большой человечностью, относился с глубоким уважением и вниманием к сотрудникам, которые отвечали ему тем же, ценя его острый ум, справедливость, неизменный оптимизм и чувство юмора. Он всегда был скромен, от души радовался достижениям всего коллектива.

Генеральный конструктор А.И. Микоян и руководящий состав ОКБ с лётчиками-испытателями ОКБ и ГК НИИ ВВС, участниками воздушного парада, посвящённого 50-летию Великого Октября. Июнь 1967 года

Деятельность А.И. Микояна получила высокую оценку. Он является лауреатом Ленинской премии (1962), пяти Государственных премий СССР 1-й степени (1941, 1947, 1948, 1952, 1953), Государственной премии СССР 2-й степени (1949). Награждён шестью орденами Ленина (1940, 1953, 1954, 1955, 1957, 1965), орденом Октябрьской Революции (1971, посмертно), орденом Красного Знамени (1950), орденом «Отечественной войны» 1-й степени (1945), двумя орденами Красной Звезды (1941, 1945), многими медалями.

Артём Иванович умер 9 декабря 1970 г. во время операции на сердце. Его память увековечена бронзовым бюстом и музеем в селе Санаин в Армении. В его честь названа улица в г. Москве. Его имя носит ОКБ. На территории ОКБ им. А.И. Микояна установлен бюст.

Открытие мемориального комплекса на Родине Артёма Ивановича Микояна в селе Санаин

Созданная А.И. Микояном конструкторская школа продолжает развиваться. Заложенные им традиции и методы работы находят отражение в создании нового поколения отечественной авиации. За 85 лет своей деятельности в ОКБ им. А.И. Микояна разработано более 500 проектов, модификаций и модернизаций самолётов и летательных аппаратов самого разного назначения. Были запущены в серийное производство самолёты 12 основных семейств в многосчисленных модификациях, а также несколько типов крылатых ракет. Общий объём выпуска самолётов марки «МиГ» отечественными авиазаводами составляет около 47000 экземпляров, а с учётом лицензионного производства – 62000. Объём производства крылатых ракет, разработанных в ОКБ и его филиале на заводе № 256, составил более 12000 экземпляров.

На самолётах марки «МиГ» в 1959-2003 гг. установлено 110 мировых авиационных рекордов, в том числе 9 абсолютных и 18 женских. Из них сегодня 49 рекордов являются действующими.

За заслуги в создании, производстве и испытании новой авиационной техники ОКБ награждено тремя орденами: Ленина (1957), Октябрьской Революции (1975) и Трудового Красного Знамени (1982).

Источник: Национальный авиационный журнал "Крылья Родины"
Новости Академии