Евгений Викторович Арсеньев,
член-корреспондент Академии наук авиации и воздухоплавания


Талида Отаровна и Ованес Нерсесович – родители Артёма Ивановича Микояна. 1913 год

Секретарь бюро комсомола Ивано-Вознесенской нормальной школы им. М.В. Фрунзе А.И. Микоян
По рекомендации государственной экзаменационной комиссии А.И. Микояна направили в военное представительство ГУ ВВС КА на заводе № 1 им. Авиахима. С февраля 1938 г. в качестве помощника военпреда он принимал непосредственное участие в работах по внедрению в серийное производство манёвренного истребителя И-15бис. В марте 1939 г. его перевели из военной приёмки в НКАП – в ОКБ Н.Н. Поликарпова, где назначили начальником КБ-1 по манёвренным истребителям.
8 декабря 1939 г. Артём Иванович возглавил Особый конструкторский отдел (ОКО), который был создан на заводе № 1 для разработки и постройки скоростного истребителя И-200. Заместителем А.И. Микояна стал его ближайший соратник М.И. Гуревич.

Главный конструктор А.И. Микоян и его заместитель М.И. Гуревич с моделью истребителя МиГ-3

Первый опытный экземпляр скоростного истребителя И-200
В начале декабря 1940 г. А.И. Микояна назначили главным конструктором завода № 1. К этому времени на базе МиГ-1 создали улучшенную модификацию с увеличенной дальность полёта – МиГ-3. Истребитель МиГ-3 строился большой серией и участвовал в боевых действиях с первых дней Великой Отечественной войны. Всего в 1940-1942 гг. было изготовлено 100 самолётов МиГ-1 и 3172 МиГ-3.

В 1940-41 годах истребитель МиГ-3 строился большой серией и участвовал в боевых действиях с первых дней Великой Отечественной войны
Опыт, полученный коллективом ОКБ-155 в ходе разработки самолётов в годы Великой Отечественной войны, позволил после её завершения в самые короткие сроки решить задачу создания первенца отечественного реактивного самолётостроения – истребителя МиГ-9, который 24 апреля 1946 г. впервые поднялся в воздух. Первые полёты МиГ-9 продемонстрировали, что он значительно превосходит по лётным характеристикам поршневые истребители. Его максимальная скорость составила 911 км/ч.

24 апреля 1946 года лётчик-испытатель А.Н. Гринчик впервые поднял в воздух МиГ-9 – первый отечественный истребитель с турбореактивными двигателями
Истребитель МиГ-15 (1947) с крылом стреловидностью 35˚ принёс ОКБ А.И. Микояна и М.И. Гуревича мировую известность. Максимальная скорость МиГ-15 составила 1047 км/ч. Благодаря исключительной простоте конструкции, технологичности, боевой живучести и надёжности в эксплуатации, а также выдающимся лётно-техническим и боевым качествам, он приобрёл славу «самолёта-солдата». В воздушных сражениях Корейской войны МиГ-15 завоевал себе право быть во главе лучших серийных истребителей начала 1950-х годов.

Фронтовой истребитель МиГ-15

А.И. Микоян со своими соратниками М.И. Гуревичем, Д.Н. Кургузовым, А.Г. Бруновым и Н.З. Матюком за работой. 1948 год
МиГ-17П и МиГ-17ПФ стали первыми массовыми отечественными всепогодными истребителями-перехватчиками с бортовой РЛС, поступившими на вооружение авиации ПВО. Всего в 1952-1958 гг. на пяти авиазаводах было построено 8045 самолётов МиГ-17 всех модификаций. Он также в разных вариантах выпускался в Польше, Чехословакии и Китае. Суммарный выпуск составил 11106 экземпляров.

МиГ-17 с крылом стреловидностью 45˚ стал логическим продолжением истребителя МиГ-15бис

Лауреаты Государственной премии за создание истребителя МиГ-15 и катапультного кресла (слева направо): Н.З. Матюк, В.М. Беляев, М.И. Гуревич, А.И. Микоян, С.Н. Люшин и А.Г. Брунов. 1949 год

Эру сверхзвуковой авиации в отечественном самолётостроении открыл созданный в 1954 году истребитель МиГ-19 с крылом стреловидностью 55˚
Создание и развитие семейства МиГ-21 подтвердило правильность разработанной в ОКБ концепции лёгких истребителей массового производства с высокими боевыми характеристиками и низкой себестоимостью. Эта концепция получила всемирное признание и была успешно реализована как в отечественном, так и в зарубежном авиастроении. На МиГ-21 установлено 24 мировых рекорда.

Артём Иванович обсуждает с лётчиками-испытателями Г.А. Седовым, Г.К. Мосоловым и К.К. Коккинаки предстоящий испытательный полёт. 1958 год

Создание и развитие самолётов семейства МиГ-21 подтвердило правильность разработанной в ОКБ концепции лёгких истребителей массового производства с высокими боевыми характеристиками и низкой себестоимостью. На самолётах семейства МиГ-21 в период с 1959 по 1991 год установлено 24 мировых рекорда, в том числе три абсолютных
МиГ-23 и МиГ-25 стали последними самолётами, созданными под руководством А.И. Микояна. Истребитель МиГ-23 (1967) был самым массовым отечественным боевым самолётом 3-го поколения. На нём впервые в отечественной авиации применено крыло изменяемой геометрии (диапазон изменения от 16° до 72°). Новая аэродинамическая схема обеспечила МиГ-23 высокие несущие свойства, большое аэродинамическое качество на крейсерских режимах, полёт на малых и предельно малых высотах, в том числе со сверхзвуковой скоростью у земли.

Истребитель МиГ-23 с крылом изменяемой геометрии стал самым массовым отечественным боевым реактивным самолётом 3-го поколения и основным истребителем ВВС СССР 70-80-х годов. Он также широко применялся в войсках ПВО страны

Истребители-перехватчики МиГ-25П и самолёты-разведчики МиГ-25РБ являются выдающимся достижением отечественной авиационной науки и техники. Благодаря уникальным скоростным и высотным характеристикам на самолётах МиГ-25 в период с 1965 по 1997 год было установлено 39 мировых авиационных рекордов скорости, высоты и скороподъёмности, в том числе три абсолютных
А.И. Микоян создал свою школу в самолётостроении, воспитал много высококвалифицированных кадров. Под его руководством ОКБ стало крупнейшим конструкторским и научным центром, способным решать самые сложные задачи создания авиационной техники. Артём Иванович был до конца верным долгу, преданным своему делу человеком. Он обладал большой человечностью, относился с глубоким уважением и вниманием к сотрудникам, которые отвечали ему тем же, ценя его острый ум, справедливость, неизменный оптимизм и чувство юмора. Он всегда был скромен, от души радовался достижениям всего коллектива.

Генеральный конструктор А.И. Микоян и руководящий состав ОКБ с лётчиками-испытателями ОКБ и ГК НИИ ВВС, участниками воздушного парада, посвящённого 50-летию Великого Октября. Июнь 1967 года
Артём Иванович умер 9 декабря 1970 г. во время операции на сердце. Его память увековечена бронзовым бюстом и музеем в селе Санаин в Армении. В его честь названа улица в г. Москве. Его имя носит ОКБ. На территории ОКБ им. А.И. Микояна установлен бюст.

Открытие мемориального комплекса на Родине Артёма Ивановича Микояна в селе Санаин
На самолётах марки «МиГ» в 1959-2003 гг. установлено 110 мировых авиационных рекордов, в том числе 9 абсолютных и 18 женских. Из них сегодня 49 рекордов являются действующими.
За заслуги в создании, производстве и испытании новой авиационной техники ОКБ награждено тремя орденами: Ленина (1957), Октябрьской Революции (1975) и Трудового Красного Знамени (1982).
Источник: Национальный авиационный журнал "Крылья Родины"