Новости

Академия наук авиации и воздухоплавания поддержала историческую рубрику "Неизвестные проекты" в журнале "Крылья Родины".

Продувочная модель самолёта L-52 (официальный чертёж, фрагмент) Надписями на русском и чешском языках обозначены проволоки, идущие к аэродинамическим весам


Ему не суждено было взлететь

(о проекте истребителя Letov L-52, 1947 год)

Автор:
академик Академии наук авиации и воздухоплавания, главный редактор журнала "Крылья Родины" Сергей Дмитриевич Комиссаров
31 октября 1947 года заместитель министра внешней торговли СССР И.Семичастнов направил министру авиационной промышленности СССР М.В.Хруничеву помеченное грифом СЕКРЕТНО письмо за номером 244-1/25383, в котором сообщал:

«…Находящаяся в Москве чехословацкая торговая делегация поставила вопрос об оказании технической помощи по испытаниям модели чехословацкого самолёта Л-52 с реактивным двигателем «Нин-1» при скоростях, приближающихся к скорости звука, в аэродинамической лаборатории Советского Союза.

Кроме того, представитель делегации заявил, что Чехословакия располагает производственными мощностями для изготовления мощных авиадвигателей, которые она могла бы предоставить Советскому Союзу. /…/.

Прошу Вас сообщить о возможности оказания технической помощи по испытанию модели самолёта, а также о заинтересованности Минавиапрома в использовании предлагаемых производственных мощностей для изготовления мощных авиадвигателей». [1]

Прежде чем поведать читателю, чем кончилось дело, коснёмся обстоятельств появления приведённой выше просьбы и расскажем о герое этой истории – проекте истребителя Л-52.

В период между Первой и Второй мировыми войнами в Чехословакии была создана неплохая для такой сравнительно небольшой страны авиационная промышленность, которая создала целый ряд успешных конструкций. В основном это были лёгкие гражданские самолёты – спортивные, учебно-тренировочные и небольшие пассажирские для местных линий. Строились и военные самолёты – истребители, разведчики и лёгкие бомбардировщики (например, истребители Avia B-534 и B-35/135, бомбардировщики B-158). В 1937-38 гг. было налажено производство по советской лицензии скоростного бомбардировщика СБ (местное обозначение – B-71).

После печально знаменитого Мюнхенского сговора 1938 года Чехословакия была в 1939 году оккупирована Германией и превратилась в «протекторат Богемия-Моравия» Третьего рейха. Развитая военная промышленность Чехословакии, включая авиационную, была поставлена на службу Германии и стала источником военной техники для вермахта после его нападении на Советский Союз. В частности, на производственных мощностях фирмы Avia в конце войны был налажен выпуск некоторых узлов для реактивных истребителей Me-262. После разгрома Германии в мае 1945 года была сделана попытка продолжить выпуск этих машин для нужд Чехословакии. Из узлов, оставшихся после ухода немцев, на фирме Avia было собрано в 1946-1948 гг. 11 (по другим данным 10) экземпляров Ме-262, в том числе 3 двухместных, под обозначением S-92, которые вошли в состав ВВС Чехословакии и служили до 1954 г. Были предприняты усилия по возрождению конструкторских школ, развернулось проектирование новых самолётов, в том числе реактивных. Одним из шагов в этом направлении стала разработка фирмой Letov в 1947 году реактивного истребителя L-52. Группу конструкторов, которым была поручена эта работа, возглавили инженеры Прахарж (Prachař) и Загора (Záhora). Для упрощения дела решено было использовать некоторые узлы истребителя Ме-262.

Avia S-92 – послевоенная чехословацкая копия истребителя Me-262

Avia CS-92 – послевоенная чехословацкая копия двухместного варианта Me-262

Самолёт Letov L-52 проектировался в одноместном (боевом) и двухместном (учебно-тренировочном) вариантах. В качестве силовой установки для боевого варианта планировался двигатель английской фирмы Роллс-Ройс Nene-1, а для учебного – Derwent V. Стоит отметить, что на указанные двигатели обратили внимание и в советском авиапроме и сумели осуществить в 1946-1947 гг. закупку нескольких десятков таких двигателей, несмотря на начавшееся охлаждение отношений СССР с союзниками по антигитлеровской коалиции. В Чехословакии в ту пору у власти находилось коалиционное многопартийное правительство, которое пользовалось благосклонностью Запада, и политических препятствий для поставки таких двигателей в Чехословакию вроде бы не было.

Читать полностью...
Новости Академии