Новости 2025

ПОДВЕДЕНЫ ИТОГИ XII ЕВРАЗИЙСКОГО МЕЖДУНАРОДНОГО ФОРУМА «БЕСПИЛОТНАЯ АВИАЦИЯ - 2025».

В Москве состоялся XII Евразийский международный форум «Беспилотная авиация - 2025». Он в очередной раз подтвердил статус основного международного отраслевого мероприятия в области беспилотных авиационных систем (БАС) на евразийском пространстве. В Форуме по традиции приняли участие представители министерств и ведомств, организаций России, стран евразийского региона, включая страны ЕАЭС, СНГ, Азии, Африки и других регионов мира.

«Беспилотная авиация - 2025» – крупнейшая ежегодная Евразийская международная деловая площадка для профессионального обсуждения мировых трендов и инновационных решений, вопросов нормативно-правового и технического регулирования БАС.

В форуме «Беспилотная авиация - 2025» приняли участие более 250 делегатов: представители Межгосударственного авиационного комитета, Евразийской экономической комиссии, Министерства транспорта Российской Федерации, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Росавиации, Рослесхоза, ФСИН России и других федеральных органов власти, представители национальных органов власти стран-участниц ЕАЭС, СНГ.

Также приняли участие АО ГЛОНАСС, ГТЛК, Почта России, Авиарегистр России, Госкорпорация Росатом, Госкорпорация Ростех, НТЦ Азимут, Спутниковая система Гонец, Газпром космические системы, Газпром шельфпроект, Ингосстрах, ООО БАС, Консорциум БАС, ГК Беспилотные системы, Радар ммс, БАС Глори Эйр, Дрон Солюшнс, другие лидеры рынка в части производства БАС и их комплектующих, разработчики цифровых решений в области БАС, операторы БАС, отраслевые и бизнес ассоциации, ведущие научно-исследовательские организации и СМИ.

В приветственном слове Председателя Межгосударственного авиационного комитета Олега Сторчевого отмечено:

«За короткий срок беспилотная авиационная система превратилась из экспериментальной разработки в мощный инструмент, применяемый практически во всех сферах человеческой деятельности: транспортировке грузов, мониторинге окружающей среды, сельском хозяйстве, спасательных операциях и многих других областях»

Быстрый рост беспилотных технологий требует серьезного подхода к вопросам безопасности воздушных судов и эффективной интеграции БАС в общее воздушное пространство. Проблемы безопасного внедрения беспилотных аппаратов требуют совместных усилий всех заинтересованных сторон: производителей, операторов, регуляторов и научного сообщества.

Форум «Беспилотная авиация 2025» открывает уникальную возможность обсудить актуальные вопросы отрасли, поделиться опытом и практиками внедрения современных технологий, предложить инновационные решения и совместно определить дальнейшие шаги по обеспечению надежного взаимодействия беспилотных и пилотируемых воздушных судов.»

В приветствии Департамента транспорта и инфраструктуры Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) на открытии Форума прозвучало:

«Говоря о беспилотной гражданской авиации, нельзя не отметить, что на текущий момент она является одним из основных драйверов развития экономики во многих странах, в том числе в государствах-членах Евразийского Экономического Союза. Беспилотные технологии позволяют повысить безопасность и эффективность оказываемых услуг».

Антон Корень, руководитель Консорциума Центр стратегических разработок на транспорте (ЦСРТ) обозначил ближайшее будущее отрасли и главную цель её развития. Он отметил, что отрасли БАС в «нашей большой стране необходимо стать не только импортозамещенной, но и импортонезависимой. Мы придём к этому в ближайшее десятилетие», - подчеркнул он.

Особое внимание Антон Корень в своем докладе уделил необходимости доработки и развития сценариев применения, с финансированием данных разработок институтами развития, министерствами. Он отметил, что в практических кейсах ЦСРТ уже до 60 успешно оцененных применяемых сценариев, при этом в долгосрочной перспективе эксперты видят от 100 сценариев применения, которые должны в том числе финансироваться с господдержкой в части производства и эксплуатации БАС.

На форуме также обсуждалась международная беспилотная авиация, в которой реализуются проекты по разным направлениям, ИКАО и другими международными организациями. Сейчас на площадке Исполнительного комитета СНГ идёт обсуждение развития международной гражданской беспилотной авиации. Готовятся, в том числе, с участием Межгосударственного авиационного комитета, документы, которые должны стать будущим регулирования развития международных полётов БАС. Большое внимание беспилотному транспорту уделяет Евразийская экономическая комиссия. Анонсирован проект международного хаба Россия-Китай с перевозками БАС.

Самир Абдул Азиз (Sameer Abdul Azeez), Советник Посольства Индии в Российской Федерации, рассказал о перспективах рынка объемом 30 млрд долларов, о предлагаемых правительством Индии либеральных правилах для инвесторов и особенностях развития БАС в стране, где ждут российских инвесторов с компонентной базой.

«До 2014 года управление беспилотниками в Индии было исключительной прерогативой государственных органов. Ситуация начала меняться в мае 2014 года, когда ресторан в Мумбае впервые доставил пиццу клиентам с помощью дрона. Это вызвало большой интерес, однако было запрещено полицией как неразрешенный способ доставки. Потребовалось 7 лет для легализации беспилотных аппаратов.

В 2021 году были выпущены «Правила для беспилотных летательных аппаратов», которые либерализовали эксплуатацию беспилотников и обеспечили быстрый рост их экосистемы и собственных разработок в стране, поддерживаемых сегодня Правительством Индии. Ключевым аспектом этих правил является то, что вся политика построена на доверии ко всем гражданским беспилотным летательным аппаратам весом до 500 килограммов, а все, что весит более 500 килограммов, подчиняется тем же правилам, что и пилотируемые ВС. При этом все беспилотники должны иметь уникальные идентификационные номера, а их владельцы - страховые полисы».

Также Самир Абдул Азиз отвечая на вопрос модератора Антона Кореня рассказал об инвестиционных условиях для российских производителей и эксплуатантов БАС, какие экспортные возможности имеются для российских компаний.

Клаудиус Матеко (Claudius Mateko), Президент Drone Club Университета Зимбабве, рассказал о том, как отрасль беспилотных летательных аппаратов представлена в Африке и какие проекты могут быть интересны российским инвесторам.

«Инвестиции в беспилотную отрасль идут с 2015 года. В настоящее время в Зимбабве имеются четыре компании и пять отраслей, которые связаны с индустрией беспилотных летательных аппаратов. Беспилотники применяются в сельском хозяйстве, добыче полезных ископаемых, инфраструктурных проектах и в охране дикой природы.

Большинство дронов на данный момент импортируются в Зимбабве, и затем в стране проходит их небольшая кастомизация. От зарубежных компаний мы ожидаем помощь в производстве и организации местных филиалов. Чтобы выйти на рынок Зимбабве, российским компаниям нужно обратиться в регуляторные органы и наладить с ними контакт».

Представитель Минпромторга Руслан Николаев сообщил, что до 2030 года реализуется проект национального лидерства, который идёт по пяти ключевым направлениям, от инфраструктуры до кадров, в рамках которого предусмотрен перечень инструментов господдержки, включая содействие локализации, программам обратного реинжиниринга, субсидирование лётного часа, скидки на отечественные БАС. В текущем году семь регионов России получили от государства субсидию на создание региональной инфраструктуры.

Государство и эксперты на данном этапе уделяют особое внимание поиску эффективных с экономической точки зрения сценариев применения беспилотников и готовятся к дальнейшему их тиражированию. Проекты с наибольшим экономическим эффектом получат поддержку Минпромторга.

Представитель Управления сертификации авиационной техники Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) Иван Тюрин сообщил:

«Сертификацию авиационной техники в ближайшее время ждут изменения, если правительство их утвердит. Изменения будут касаться разрешения сертификационных полётов с самим разработчиком-производителем БАС без участия Минпромторга, будут упрощены процедуры сертификации БАС и сертификации организаций-производителей.

Среди важных задач, которые придётся решать авиационным властям России и других стран – сертификация гибридных двигателей, содержащих газотурбинные и электрические двигатели. Предстоит определить, что в данном случае считать авиационным двигателем применительно к той терминологии, которая присутствует в нормативной правовой документации».

Алексей Варятченко, генеральный директор компании Беспилотные авиационные системы, поделился своим видением рынка.

«Динамика роста рынка БАС составляет порядка 20-27% роста ежегодно. В то же время, если крупнейший по объёму сегмент рынка – мониторинг, показывает невысокий рост, то сельское хозяйство получает колоссальный потенциал развития и в течение 5-7 лет приблизится по объёмам к мониторингу. В дальнейшем мы ожидаем, что сельскохозяйственный сегмент кратно превысит мониторинговый, поскольку многие российские производители сертифицировали свои агродроны. В целом, в 2025 году рынок претерпит серьёзные изменения.

Наша компания-эксплуатант с государственным участием открылась в 2023 году, с 2024 года активно осуществляет полеты. Мы работаем в 44 регионах России, с 2025 года открывается северное направление для нефтегазовой отрасли. Мы ведём работу по созданию опорно-филиальной сети.

Флот в настоящий момент состоит из более 300 дронов различных производителей и сфер применения. Основными направлениями нашей деятельности являются сельское хозяйство и грузоперевозки».

Георгий Баутин, руководитель Дирекции управления транспортом, Почта России, посвятил свое выступление логистическому направлению применения БАС.

«Отрасль движется быстрее, чем все остальные. Сегодня наблюдается дефицит курьеров и растёт стоимость их услуг; в перспективе этот рынок составит десятки миллиардов рублей в год. Важно отметить, что аппараты для массовой логистики, которые ещё вчера не соответствовали потребностям экономики, за полтора года повысили свой ресурс в 10 раз, стоимость снизилась в 1,5 раза, а стоимость владения аппарата – в 12 раз.

Однако по ряду составляющих ещё требуется доработка, прежде всего, требуется решить две главные проблемы массовой логистики — ценовую и скорости доставки. На первом этапе цена использования беспилотных средств должна сравняться со средней ценой доставки классической авиацией, на втором – со стоимостью наземной доставки.

Рынок тяжёлых аппаратов будет наиболее сложным. Он потребует изменений в части регулирования, безопасности, интеграции».

Виктор Соломенцев, заместитель генерального директора по научной работе и развитию, АО Производственная компания «Азимут», сконцентрировался на обеспечении безопасности полетов.

«В данный момент осуществляется несколько научно-исследовательских работ с целью открытия воздуха для беспилотной авиации. Завершены идентификация, работа по системам управления, предупреждения столкновений, навигации и зонированию. Успешно прошёл тестовый полет «Авроры» в воздушном пространстве без закрытия неба, при этом пилотируемый и беспилотный аппараты были в небе одновременно.

Основной целью разработок является безопасное открытие воздушного пространства для беспилотных аппаратов. Они призваны в конечном итоге создать безопасную систему, в которой все будут летать, видеть друг друга, знать, кто летит, и будут интегрированы в общую архитектуру соответственно со сценариями применения в определённых условиях эксплуатации».

Сергей Кукарев, руководитель проектов по авиации, АО «ГЛОНАСС», развивая озвученные Виктором Соломенцевым предложения, отметил, что беспилотные аппараты – это альтернативная концепция XXI века, которая охватывает множество сфер деятельности и не ограничивается воздушным пространством.

«Будущая дроносфера включает в себя объекты на земле, гибридные беспилотники, которые перемещаются и по воде, и поднимаются в воздух. Ей предстоит работать в доверенной среде передачи данных по единым стандартам информационного обмена с единым правым полем. Мы можем ждать, когда будущее системы определит государство и сообщит нам, или мы объединимся, и по итогам экспериментов, без бюджетных затрат, сами предложим варианты и модификации».

Спикер поделился результатами проекта в Калужской области: «За последний год мы разработали устройство спутниковой навигации и идентификации беспилотников, создали интегрированную сим-карту, чтобы её невозможно было изъять, и внедрили в неё средство криптографической защиты. На 22 мая 2025 года у нас запланирован эксперимент в Калужской области, который совершит передачу защищённой информации в закрытый контур Госинформсистемы ГЛОНАСС от беспилотного воздушного судна с помощью аппаратуры спутниковой навигации со встроенными криптосимками. В дальнейшем информация будет передана в ситуационный штаб региона, системы контроля неба гражданского ПВО, Ространснадзор, системы «113» и «Юпитер». Предложенный нами дополнительный контроль послужит инструментом для снятия региональных ограничений».

До 1 июня 2025 года Правительство собирает с экспертов предложения по идентификации беспилотных летательных средств, соответствующее Постановление ожидается до 1 сентября 2025 года. С 1 марта 2026 года на всех беспилотниках появятся идентификаторы.

Александр Терентьев, заместитель генерального директора, ООО «Оператор инфраструктуры БАС», рассказал о важнейших стратегических задачах отрасли, решение которых поможет регионам.

«Фактически мы уже находимся на пороге дружественного конфликта с пилотируемой воздушной авиацией, теми же вертолётами.

Поскольку мы представляем собой регион, где выполняется до 20% всех полётов Российской Федерации и где высочайшая плотность воздушного пространства по пилотируемой авиации, мы знаем, что первая задача – это обеспечение безопасности и экономически эффективной модели использования беспилотников.

Поэтому мы занимаемся развитием инфраструктуры, чтобы максимально сузить сроки получения разрешения на полет и обеспечить возможность использования беспилотных аппаратов наряду с пилотируемыми. Важно обеспечить для этого законодательно-нормативную базу, учитывающую различие технологий. Надо работать над развитием сценариев применения. Кроме того, важно более дифференцировано подходить к механизму компенсации стоимости летного часа, иначе услуги не будут востребованы».

Денис Барышников, генеральный директор, Консорциум БАС, обратил внимание на то, что отрасль представляет сегодня рынок производителя в большей степени, чем рынок потребителя.

«Отрасль более готова к внедрению БАС, чем заказчики, и разрыв между ними увеличится после окончания СВО. Мы должны быть к этому готовы. Рынок предлагает уже порядка 100 мониторинговых сценариев, треть из которых уже представлена на рынке, остальные ещё не вышли на него из-за экономических причин, отсутствия нормативной базы или технологии. Направление мониторинга растет по 15-20% в год, в то же время сельское хозяйство - на 50% в год.

В логистике активно развивается нефтегазовое направление, где через 2-4 года будут готовы сквозные НИОКРы, а через 3-4 года появятся аппараты, которые окажутся способны не только выполнять миссии в труднодоступных регионах России по заказу Газпрома, но и удовлетворять потребности операторов, таких как Почта России.

На последней миле – проблема не в аппаратах. Основное — это контроль, управление небом. Как только у нас будет сформирована инфраструктура контроля и управления воздушным пространством в малых классах над мегаполисами, проблема будет решена.

Также Денис Барышников отметил, что представленные на форуме «Беспилотная авиация - 2025» инвестиционные возможности из Азии, Африки, других регионов мира – это то направление, где российские поставщики могут получить динамичный импульс развития бизнеса.

Владимир Воронов, начальник отдела перспективных исследований дивизиона беспилотной авиации УЗГА, поделился экспертным мнением и опытом использования искусственного интеллекта в беспилотной авиации:

«Нет существенных различий в работе искусственного интеллекта в пилотируемой и беспилотной авиации. Развивать эти направления нужно в целом, не концентрируясь на каких-то специальных задачах.

Наиболее серьёзным препятствием при внедрении в авиацию системы искусственного интеллекта является недоверие к искусственному интеллекту. Для его преодоления существуют три направления: исключение недостоверности, человеческий фактор взаимодействия с системой искусственного интеллекта и минимизация рисков».

В части искусственного интеллекта делегаты отметили важность дальнейшего развития нормативной базы, а также разработки общей стратегии ИИ в гражданской авиации в части крупноразмерных БАС.

Форум «Беспилотная авиация - 2025» открыл уникальную возможность обсудить актуальные вопросы в отрасли, поделиться опытом и практиками внедрения современных технологий, предложить инновационные решения и совместно определить дальнейшие шаги по обеспечению надёжного взаимодействия беспилотных и пилотируемых воздушных судов другим спикерам и делегатам.

По итогам пленарной сессии, тематических сессий, а также специальной панельной дискуссии, посвящённой обсуждению решений, которые и стратегически и в ближайшей перспективе могут привести к повышению эффективности развития отрасли БАС, был высказан ряд мнений ключевых экспертов.

В частности, в рамках докладов эксперты отметили:

Дмитрий Фандеев, генеральный директор, Цифровая транспортная платформа (ЦТП) / НАЛЕТАЙ.РФ

«Мы ожидаем в скором времени активизацию бизнес-среды, которая произойдёт после оформления измеримого прогнозируемого спроса, достижения технологической и экономической эффективности, создания понятных и прозрачных правил для конечных потребителей. Обо всём этом можно будет найти информацию на нашем ресурсе.

Впоследствии площадка НАЛЕТАЙ.РФ должна стать многофункциональной платформой, которая аккумулирует все точки притяжения технологии и всех участников рынка. Здесь можно будет купить беспилотник, застраховать его, пройти образовательную программу, почитать свежую аналитику».

Сергей Чеканов, технический директор по системам управления и навигации, ООО «БАС Глори Эйр», рассказал о преимуществах внедрения новой системы радиационного мониторинга местности, имеющей особую актуальность в период повышенной пожарной опасности.

«Комплекс может в практически автономном режиме проводить полёты и мониторинг радиационной обстановки любой местности и оказывать воздействие на гидрометеорологические процессы. Он оснащён системой установки шашек либо для разгона, либо, наоборот, для создания грозовых облаков».

Игорь Гладун, начальник отдела маркетинговых коммуникаций компании ЮВР (United Vehicle Robotics, Беларусь) отметил, что в Беларуси существует понятие «экспериментальной авиации», и лежащая под ним нормативная база, которая упрощает оформление и эксплуатацию продуктов конверсии.

Компания способна конвертировать пилотируемые вертолеты в беспилотные.

Компании удаётся переоборудовать в БАС тяжёлые пилотируемые вертолёты Ми-2. «ДроМи», имеющий взлётную массу более 3 тонн, стал первым на постсоветском пространстве беспилотным транспортным средством этого класса».

В рамках форума были проведены пленарная и тематические сессии по более, чем 100 актуальным вопросам в области беспилотной авиации.

Также в рамках XII Евразийского международного форума «Беспилотная авиация - 2025» поднимались многие другие вопросы, в том числе кадрового обеспечения отрасли, применения искусственного интеллекта в отрасли беспилотной авиации, подготовки нормативной базы по ограничению шумового воздействия дронов, по сертификации БАС, а также по другим стратегически важным мероприятиям в текущих условиях.

Результаты работы форума в части предложений и рекомендаций по развитию отрасли БАС будут представлены в международные организации и федеральные органы власти.

В рамках XII Евразийского международного форума «Беспилотная авиация - 2025» состоялась Церемония награждения Евразийской премии в области беспилотных авиационных систем (БАС). Лауреатами премии 2025 года стали: Группа компаний «ZALA», АО «ГТЛК», ООО «БАС Глори Эйр», АО «НПП «Радар ммс», ЮВР / United Vehicle Robotics (Республика Беларусь), Corson, ГК «Беспилотные системы», АО «ГЛОНАСС», НТЦ «Азимут», СИГНАЛ-БИТ, АО «Спутниковая система «ГОНЕЦ», Лаборатория компьютерного зрения, Сахалинская область. Подробности о премии и достижениях лауреатов читайте в новостном разделе форума на сайте www.aviacenter.events. Лауреаты Евразийской премии в области БАС были определены по результатам экспертной оценки в соответствии с перечнем объективных критериев, качественных характеристик деятельности компаний по итогам прошедшего года.

Евразийская премия в области беспилотных авиационных систем (БАС) была учреждена для поощрения разработчиков и эксплуатантов, провайдеров услуг с применением БАС, а также поставщиков комплектующих и программного обеспечения для отрасли БАС и других предприятий отрасли Евразийского региона, показавших наилучшие результаты общественной, научной, производственной, коммерческой или иной деятельности в сфере БАС и инновационных разработок для отрасли.

Также в рамках форума «Беспилотная авиация - 2025» прошла выставка-презентация инновационных решений предприятий индустрии беспилотных авиационных систем, таких как ГТЛК / НАЛЕТАЙ.РФ, Группа компаний ZALA, ООО «БАС Глори Эйр», ГК «Беспилотные системы», АО ПК АЗИМУТ, ГНСС плюс, НПЦ Солнечный, НТЦ Аэрогеофизика, НЭТЕР, СИГНАЛ-БИТ, Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского (СГУ), Предприятие «ВИСОМ», Corson, Лаборатория компьютерного зрения, другие организации.

Евразийский международный форум «Беспилотная авиация» проводится ежегодно с целью всестороннего обсуждения актуальных вопросов в области производства и применения беспилотных воздушных судов, консолидации отечественного и международного опыта, выработки рекомендаций для эффективного развития беспилотной авиации, а также презентации инновационной продукции предприятий-разработчиков, производителей и поставщиков БАС, обмена практическим опытом, обсуждения путей развития и потребностей отраслей экономики, выработки рекомендаций для министерств и ведомств в области развития и совершенствования отраслевой нормативно-правовой базы и технического регулирования, развития международных решений в области БАС на Евразийском пространстве.

XII Евразийский международный форум «Беспилотная авиация - 2025» прошёл при поддержке и участии федеральных и региональных органов власти Российской Федерации, национальных органов власти стран ЕАЭС, отраслевых ассоциаций, ведущих научно-исследовательских организаций.

Организатором форума выступает Центр стратегических разработок в гражданской авиации (ЦСР ГА).

Стратегический партнёр форума: Центр стратегических разработок на транспорте (ЦСРТ).

Генеральный спонсор форума: компания «БАС Глори Эйр».

Генеральный информационный партнёр: официальный печатный орган Министерства транспорта Российской Федерации – газета Транспорт России.

Следующий форум «Беспилотная авиация - 2026» состоится 23 апреля 2026 года. Ранняя льготная регистрация на сайте www.aviacenter.events.

Консорциум, в составе которого в том числе Центр стратегических разработок в гражданской авиации (ЦСР ГА) и Центр стратегических разработок на транспорте (ЦСРТ), входит в рейтинг RAEX крупнейших консалтинговых групп в области стратегического планирования и организационного развития. Консорциум является лидером в консалтинговых авиационных проектах.

Консорциум объединяет первые в России, в ЕАЭС и странах СНГ консалтинговые центры, в продуктовой линейке которых более 100 видов профессиональных услуг в области отраслевого стратегического планирования, управленческого и инвестиционного консалтинга в области пилотируемой и беспилотной авиации, а также организации по проектированию авиационной, транспортно-логистической инфраструктуры.

Под руководством и при участии Консорциума было реализовано более 400 стратегических проектов в интересах производителей и эксплуатантов БАС, авиапромышленных холдингов, авиакомпаний, аэропортов, других предприятий отрасли, федеральных и региональных органов власти. По профессиональным обоснованиям Консорциума ЦСРТ в евразийском регионе реализуется большое количество инвестиционных проектов.

Источник: Центр стратегических разработок на транспорте (ЦСРТ)
Новости партнеров АНАВ