Новости

АО «Металлургический завод «Петросталь» – легендарное предприятие России, со славной многовековой историей и богатыми трудовыми традициями.

«ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЕ ПОСВЯЩАЕТСЯ…».
(Социально-значимый проект редакции журнала «Крылья Родины» при поддержке Академии наук авиации и воздухоплавания).

Завод начинает свою биографию в далеком 1801 году. Тогда он именовался «Санкт-Петербургским чугунолитейным заводом». Основной его задачей была отливка ядер, которые предназначались для гладкоствольных артиллерийских орудий. С 1812 года завод начал пробовать себя в машиностроении. Были изготовлены первые паровые машины. Кроме этого, пришлось освоить и художественное чугунное литье: завод активно привлекали к созданию архитектурных памятников Санкт-Петербурга и его знаменитых пригородов. Поздней осенью 1824 года в результате сильнейшего наводнения в Северной столице завод был затоплен и разрушен. В последующие почти четыре десятка лет он боролся за выживание. Второе рождение завод получил в 1868 году, когда его купил известный талантливый инженер и предприниматель того времени Николай Иванович Путилов.

За десять лет новый владелец превратил его в современный по тем временам многопрофильный комплекс. Он стал основным заводом в России, который поставлял рельсы для всей железнодорожной системы империи. Здесь же началось производство качественных сталей, боеприпасов, вагонов, пушек, орудийных башен для военного флота. Выпускал завод и востребованные в промышленности инструменты, крупногабаритные металлические конструкции, а также иные изделия, многие из которых производились по собственным технологиям. Как владелец завода Н. И. Путилов был еще примечателен тем, что первым начал уделять серьезное внимание социальной сфере. При нем были открыты: больница, библиотека, столовая. При заводском поселке он построил театр и разбил парк. Был новатором в создании передовой системы профессионального обучения.

В эпоху революционных потрясений перед началом Первой мировой войны Путиловский завод превратился в важный центр отечественного машиностроения. Он находился на передовых позициях не только в России, но и в Европе, в области паровозостроения, судостроения, турбостроения и в производстве артиллерии.

После завершения гражданской войны, когда в молодой советской России господствовала разруха, завод смог изготовить оснащение для Волховской ГЭС. На предприятии началось производство тракторов «Фордзон-Путиловец». Выпуск сельскохозяйственной техники стал основным направлением деятельности до начала Второй мировой войны. Всего за довоенный период будущий «Металлургический завод «Петросталь» произвел почти 200 000 тракторов. Выпускались паровые турбины, портальные краны, проходческие щиты, предназначенные для строительства метро. Задействован был завод и в выпуске оборудования для обеспечения механизмами водного канала Москва – Волга. На заводе выпускались двигатели для комбайнов и танков Т-28. В декабре 1934 года завод, к тому времени носивший название «Красный Путиловец», был переименован в «Кировский завод», в честь трагически погибшего члена Политбюро ЦК ВКП(б) С. М. Кирова.

В 1941 году началась Великая Отечественная война. Осенью 1941 г., когда фронт вплотную придвинулся к Ленинграду, завод находился всего лишь в 4 километрах от линии фронта, он постоянно подвергался обстрелам и бомбардировкам. В связи с чем, полноценная работа цехов в таких условиях была уже невозможна, снабжение завода сырьем и топливом стало затруднительным, производство стали резко сократилось.

6 октября 1941 года по решению Государственного Комитета Обороны, началась эвакуация танкового производства завода в Челябинск. Свыше 15 тысяч работников завода и членов их семей самолетами эвакуировали в срочном порядке. Основной состав ведущих танковых цехов, созданных на Челябинском Тракторном заводе, был укомплектован рабочими специалистами нашего завода.

Командировочное удостоверение на работу в г. Челябинск

На том оборудовании, которое нельзя было демонтировать, вскоре запустили производство боеприпасов: снарядов, мин, корпусов для техники, продолжалась сборка и ремонт танков и другой бронетехники. Из квалифицированных рабочих ряда цехов был организован новый цех по ремонту моторов для танков «КВ». Одновременно с этим в сборочном цехе № 3 (СБ-3) и механическом цехе № 10 (МХ-10) началась работа по ремонту полковых пушек для войсковых частей Ленинградского фронта.

Читать полностью...

Источник: Национальный авиационный журнал "Крылья Родины"
2025-05-13 07:52 Новости Академии