Новости

Покажись красавица: Установку транспондеров на беспилотники планируют сделать обязательной.

Производитель трекеров "М-Индастриз" предложил Росавиации обязать владельцев беспилотников устанавливать транспондеры для определения их геопозиции и принудительной остановки, сообщает газета "Коммерсантъ".

Транспондер – бортовое оборудование, позволяющее дистанционно идентифицировать беспилотные воздушные суда (БВС), получать данные об их плановых и фактических маршрутах, а также принудительно прекращать полеты в случае отсутствия разрешения на использование воздушного пространства Российской Федерации.

Предполагается, что оснащение ими всех имеющихся сегодня в России легких и средних беспилотников обойдется как минимум в 1,5 млрд рублей.

Письмо с инициативой обязать установку на все беспилотники транспондеры направила компания "М-Индастриз" в ведомство 6 апреля 2023 года.

"Мера позволит обеспечить безопасность полетов БВС, в том числе в едином воздушном пространстве с пилотируемой авиацией, ускорить развитие рынка услуг беспилотников и простимулирует вывод на рынок российских технологий связи, наблюдения и контроля БВС" – говорится в письме.

В 2019 году Минтранс подготовил проект приказа об обязательном оснащении беспилотников от 0,15 до 30 кг передатчиком АЗН-В 1090 OUT. Проект был заморожен на стадии обсуждения. В Минтрансе, Росавиации и ГК ОрВД комментировать ситуацию не стали.

Автоматическое зависимое наблюдение (АЗН-В/ADS-B) – метод наблюдения за воздушными судами (ВС), когда транспондеры на них автоматически предоставляют авиадиспетчерам информацию о своих координатах, параметрах и маршруте движения.

С них же получает данные, например, сервис Flightradar24. В России с 2020 года все ВС, летающие на высоте от 8100 м, за исключением самолетов госавиации, должны быть оснащены транспондерами АЗН-В.

Но эксперты сомневаются в целесообразности применения на беспилотниках АЗН-В, поскольку из-за их большого количества могут создаваться помехи самолетам.

Кроме того, стоимость станций АЗН-В сравнительно высока. Поэтому в качестве альтернативы обычно рассматривают другие системы: в частности, Remote ID, Flarm, VDL-4.

"М-Индастриз" предлагает трекеры с функционалом Remote ID. Это система передачи данных о БВС в полете, которая работает на базе бытовых неавиационных стандартов связи – Wi-Fi, Bluetooth, LTE. При этом сигналы Wi-Fi можно принимать на расстоянии до 2 км. В ОрВД информация обрабатывается специализированной системой UTM.

Стоимость подобной разработки, по оценке генерального директора "М-Индастриз" Михаила Липатова, обойдется в 15 тыс. рублей.

НИЦ "Аэроскрипт" (член Ассоциации "АЭРОНЕКСТ") оценивает разработку и производство трекера в среднем в диапазоне от 20 до 30 тыс. рублей.

То есть оснащение всех имеющихся сегодня в РФ дронов обойдется их владельцам в сумму от 1,5 до 2,2 млрд рублей – дешевле, чем АЗН-В.

Компания "Навигатор" (член Ассоциации "АЭРОНЕКСТ"), которая производит серийные самолетные ответчики АЗН-В, в 2022 году в целях предотвращения возможных конфликтов между пилотируемыми ВС и беспилотниками разработала устройство для интеграции БВС в единое воздушное пространство – малогабаритный излучатель сквиттеров ADS-Bee.

"Преимущество такого устройства – малый вес (8 г), а также низкая стоимость изделия в сравнении с зарубежными конкурентами", – рассказывает генеральный директор компании "Навигатор" Сергей Бабуров.

Стоимость их ADS-Bee (2 Вт) при серийном производстве составит около 89 тыс. рублей. Более мощная версия, ADS-Bee (20 Вт), сейчас в разработке и обойдется в 150–180 тыс. рублей.

"В России сейчас производятся десятки моделей трекеров, и при серийном производстве стоимость одного трекера для владельца БВС будет некритичной. При этом использование трекеров потребует как наземной, так и спутниковой инфраструктуры в отдельных частях страны", – полагает генеральный директор "Флай Дрон" (член Ассоциации "АЭРОНЕКСТ") Никита Данилов.

По словам генерального директора АО "ГЛОНАСС" Алексея Райкевича, для корректного определения местоположения в зонах с географическими природными барьерами для сигналов глобальных навигационных спутниковых систем, как в Арктике или в плотной городской застройке, необходимо использование "комплексированных систем", которые используют одновременно несколько спутниковых систем и локальную систему радиодальномерной навигации, а также оснащены средствами информационной безопасности.

"Прежде всего разработчикам оборудования необходимо работать над увеличением приема сигнала до 15–20 км как минимум, а также оценить все вопросы электромагнитной совместимости нового оборудования с уже применяемым для других целей", – сообщает генеральный директор Ассоциации "АЭРОНЕКСТ" Глеб Бабинцев.

АЗН-В пробивает до радиогоризонта на высоте 10 км до 400 км, уточняет "Аэроскрипт": для Wi-Fi или Bluetooth дальность не превышает 300–400 м. При хорошем покрытии LTE вопрос дальности передачи данных не встает, но возникает проблема с предельной высотой: сигнал поступает на высоте до 200–300 м.

Что касается зарубежного опыта в этом вопросе, в США все БВС должны оснастить удаленными идентификаторами (Remote ID) с 16 сентября 2023 года, а в Европе идентификация беспилотников станет обязательной с 2024 года.

Источник: пресс-служба Ассоциации "АЭРОНЕКСТ"
Новости партнеров АНАВ