Автор:
Александр Николаевич Заблотский
Александр Николаевич Заблотский
На страницах журнала уже неоднократно рассказывалось о налетах советской дальней авиации на территорию Германии и её союзников в 1941 и 1942 гг. (см. «Крылья Родины» №1-2/2019 с. 214-218, №11-12/2020 с. 124-129, №1-2/2021 с. 267-271, №11-12/2021 с. 198-205). Теперь настала очередь обратиться к событиям 1943 г. В третьем военном году силы Авиации дальнего действия были в основном задействованы непосредственно в интересах разгрома врага на поле боя, нанося удары по немецким коммуникациям и объектам в ближних и фронтовых тылах. По глубокому тылу противника в 1943 г. было выполнено немногим более тысячи боевых вылетов и все они приходятся на два весенних месяца – апрель и май. Пространственный размах этих ударов был меньше, чем в 1942 г., но следует отметить, что целью бомбардировщиков АДД была непосредственно «цитадель германского милитаризма» - Восточная Пруссия.
Итак, весной 1943 г. Ставка поставила перед АДД задачу нанести удары по крупным промышленным, административным центрам и железнодорожным узлам на территории Восточной Пруссии и оккупированной Польши (т.н. «Генерал-губернаторства»). То есть по тем районам Рейха, которые оказались вне радиуса действия тяжелых бомбардировщиков английского Бомбардировочного командования и американской 8-й Воздушной Армии. Пользуясь этим обстоятельством, немцы стали концентрировать в этих «спокойных» областях промышленные предприятия и военные склады. Поэтому от планировавшихся налетов предполагалось получить не только, как и в 1942 г., определенные политические и идеологические дивиденды, но нанести противнику существенный материальный ущерб.
К этой операции привлекались экипажи из 1-й, 2-й, 3-й, 4-й гвардейских авиационных дивизий дальнего действия, 36-й, 62-й, 45-й авиационных дивизии дальнего действия и 747-го авиаполка дальнего действия. Результативности намечавшихся ударов по немецким тылам, должны были способствовать как возросший боевой опыт летных экипажей, так и лучшая организация налетов. Совершенствовалась материальная часть. Впервые в ударах по глубокому тылу должны были участвовать полученные по ленд-лизу бомбардировщики В-25, которыми были вооружены полки 4-й Гвардейской (бывшей 222-й) авиационной дивизии, первыми освоившими этот тип самолета. Целями советских дальних бомбардировщиков должны были стать Кенигсберг, Данциг. Инстербург, Mapиенбург, Варшава.
Итак, весной 1943 г. Ставка поставила перед АДД задачу нанести удары по крупным промышленным, административным центрам и железнодорожным узлам на территории Восточной Пруссии и оккупированной Польши (т.н. «Генерал-губернаторства»). То есть по тем районам Рейха, которые оказались вне радиуса действия тяжелых бомбардировщиков английского Бомбардировочного командования и американской 8-й Воздушной Армии. Пользуясь этим обстоятельством, немцы стали концентрировать в этих «спокойных» областях промышленные предприятия и военные склады. Поэтому от планировавшихся налетов предполагалось получить не только, как и в 1942 г., определенные политические и идеологические дивиденды, но нанести противнику существенный материальный ущерб.
К этой операции привлекались экипажи из 1-й, 2-й, 3-й, 4-й гвардейских авиационных дивизий дальнего действия, 36-й, 62-й, 45-й авиационных дивизии дальнего действия и 747-го авиаполка дальнего действия. Результативности намечавшихся ударов по немецким тылам, должны были способствовать как возросший боевой опыт летных экипажей, так и лучшая организация налетов. Совершенствовалась материальная часть. Впервые в ударах по глубокому тылу должны были участвовать полученные по ленд-лизу бомбардировщики В-25, которыми были вооружены полки 4-й Гвардейской (бывшей 222-й) авиационной дивизии, первыми освоившими этот тип самолета. Целями советских дальних бомбардировщиков должны были стать Кенигсберг, Данциг. Инстербург, Mapиенбург, Варшава.
Кенигсберг – цель бомбардировщиков АДД весной 1943 г.
Фактически самолеты АДД появились в небе над третьим Рейхом ещё раньше, сразу после капитуляции немецкой 6-й полевой армии в Сталинграде. Государственный комитет обороны и Ставка сочли необходимым донести до немцев «суровую правду о колоссальных потерях вермахта в зимней кампании 1942/43 года, неизбежности краха гитлеровского режима»[1], и особенно информацию о пленении фельдмаршала Ф. Паулюса объявленного в Германии погибшим. Для этого в ночь с 8 на 9 февраля на Восточную Пруссию вылетел Пе-8 с экипажем капитана С.С. Сугака из 746-го ап дд 45-й ад дд имея на борту 3,5 тонны листовок. Заданию придавалось особое значение, поэтому на борту бомбардировщика находился начальник политотдела 45-й дивизии подполковник Ю.И. Николаев. Однако подвела материальная часть. Над Литвой, на траверзе Каунаса начался интенсивный выброс масла из первого двигателя, пришлось убрать обороты, и самолет стал терять высоту. Экипаж развернул самолет на обратный курс, избавился от листовок и потянул к линии фронта. Однако напасти на этом не закончились, терять масло начал и четвертый двигатель. Вскоре из-за большой потери масла его пришлось выключить. Тем не менее, все закончилось благополучно и экипаж смог успешно приземлиться на своем аэродроме Кратово.[2]
Более успешным оказался второй подобный вылет. В ночь с 13 на 14 марта Пе-8 из того же 746-го полка (командир корабля капитан В.П. Зеленский) сбросил 604,5 тыс. листовок на литовском (район Укмерге - Каунас) и немецком (Пилькаллен, Инстербург, Мариенбург) языках. Видимо, чтобы информация из листовок запоминалась лучше, в дополнение к ним, на железнодорожную станцию Эльбинг были сброшены четыре ФАБ-250, после чего по докладу экипажа на станции возник один пожар.[3] Немецкие источники о бомбардировке Эльбинга не сообщают, однако было отмечено проникновение советских самолетов в район Голдапа.[4]
[1] Скрипко Н.С. По целям ближним и дальним. – М.: Воениздат, 1981, С. 263
[2] ЦАМО, Ф. 22036, Оп. 0643106с, Д. 0001, Л. 58
[3] ЦАМО, Ф. 22036, Оп. 0643106с, Д. 0001, Л. 84
[4] Die geheimen Tagesberichte der deutsche Wehrmachtsfuerung im Zweiten Weltkrieg 1939-1945. Bd. 6. Osnabruck. 1989. S. 235
Более успешным оказался второй подобный вылет. В ночь с 13 на 14 марта Пе-8 из того же 746-го полка (командир корабля капитан В.П. Зеленский) сбросил 604,5 тыс. листовок на литовском (район Укмерге - Каунас) и немецком (Пилькаллен, Инстербург, Мариенбург) языках. Видимо, чтобы информация из листовок запоминалась лучше, в дополнение к ним, на железнодорожную станцию Эльбинг были сброшены четыре ФАБ-250, после чего по докладу экипажа на станции возник один пожар.[3] Немецкие источники о бомбардировке Эльбинга не сообщают, однако было отмечено проникновение советских самолетов в район Голдапа.[4]
[1] Скрипко Н.С. По целям ближним и дальним. – М.: Воениздат, 1981, С. 263
[2] ЦАМО, Ф. 22036, Оп. 0643106с, Д. 0001, Л. 58
[3] ЦАМО, Ф. 22036, Оп. 0643106с, Д. 0001, Л. 84
[4] Die geheimen Tagesberichte der deutsche Wehrmachtsfuerung im Zweiten Weltkrieg 1939-1945. Bd. 6. Osnabruck. 1989. S. 235