Знакомьтесь, GE! «Медиарост» представляет новое издание об авиационных двигателях.
«Турбовентиляторные двигатели General Electric для сверхзвуковых самолётов» - книжная новинка, изданная в продолжение трилогии «Двигатели России». Первые три книги – история создания, технические и технологические особенности отечественных серийных двигателей для гражданских и боевых самолётов и вертолётов. Почему же на этот раз авторов заинтересовал опыт американской компанией General Electric Aircraft Engines? И зачем будущим инженерам-конструкторам книга о двигателях?
Двигатель не просто так называют сердцем самолёта - это единственный источник энергии для него, поднимающий многотонную машину в воздух, позволяющий перемещаться на огромные расстояния. Без силовой установки ни один аппарат не полетит, не будут работать и системы жизнеобеспечения на борту — от интернета до выпуска шасси. Эволюция моторов позволила современной авиации передвигаться не просто быстро, но преодолеть скорость звука. Однако развитие техники невозможно без учёта не только опыта разработчиков предыдущих поколений, но и без анализа достижений, ошибок профессионалов из других стран. Именно такой подход способствует тому, что появляются принципиально новые решения, отвечающие современным запросам общества.
«Турбовентиляторные двигатели General Electric для сверхзвуковых самолётов» - книжная новинка, изданная в продолжение трилогии «Двигатели России». Первые три книги – история создания, технические и технологические особенности отечественных серийных двигателей для гражданских и боевых самолётов и вертолётов. Почему же на этот раз авторов заинтересовал опыт американской компанией General Electric Aircraft Engines? И зачем будущим инженерам-конструкторам книга о двигателях?
Двигатель не просто так называют сердцем самолёта - это единственный источник энергии для него, поднимающий многотонную машину в воздух, позволяющий перемещаться на огромные расстояния. Без силовой установки ни один аппарат не полетит, не будут работать и системы жизнеобеспечения на борту — от интернета до выпуска шасси. Эволюция моторов позволила современной авиации передвигаться не просто быстро, но преодолеть скорость звука. Однако развитие техники невозможно без учёта не только опыта разработчиков предыдущих поколений, но и без анализа достижений, ошибок профессионалов из других стран. Именно такой подход способствует тому, что появляются принципиально новые решения, отвечающие современным запросам общества.
- General Electric – ведущая компания на Западе по выпуску двигателей. Двигатели GE наиболее передовые с точки зрения науки и техники. Все их решения были рискованными, продвинутыми. Их конкуренты, скажем так, не осмеливались на подобные эксперименты: предлагали варианты, более приспособленные для текущего момента, те, что проще в обслуживании, ремонте. Вот почему мы решили написать целую книгу о разработках именно этой компании, - объясняет профессор Самарского университета им. С.П. Королёва, доктор технических наук Владимир Зрелов – один из авторов книги, который приехал в Рыбинск, чтобы представить издание. – Как говорили наши учителя? Нужно учиться! Всегда! В том числе – и у конкурентов, у потенциального противника, чтобы не повторять чужих ошибок.
В книге представлен подробный анализ того, как развивалась конструкторская мысль инженеров General Electric Aircraft Engines относительно турбовентиляторных двигателей для сверхзвукового полёта, какие технические и технологические решения помогли этим идеям воплотиться в жизнь. Основу разработок составляли научно-технический задел и проверенные в эксплуатации конструкторско-технологические решения. Главные усилия разработчиков направлены на применение новых материалов и технологий, уменьшение количества деталей, снижение удельной массы, повышение эксплуатационной технологичности и ремонтопригодности двигателей, уменьшение объёма сопроводительной документации.
В книге представлен подробный анализ того, как развивалась конструкторская мысль инженеров General Electric Aircraft Engines относительно турбовентиляторных двигателей для сверхзвукового полёта, какие технические и технологические решения помогли этим идеям воплотиться в жизнь. Основу разработок составляли научно-технический задел и проверенные в эксплуатации конструкторско-технологические решения. Главные усилия разработчиков направлены на применение новых материалов и технологий, уменьшение количества деталей, снижение удельной массы, повышение эксплуатационной технологичности и ремонтопригодности двигателей, уменьшение объёма сопроводительной документации.
- В чём принципиальная разница в организации производства у нас и в Америке в прошлом столетии? У нас были социалистические соревнования, а у них – жёсткая конкурентная борьба, так называемая Великая Война Моторов. В книге мы рассказываем, кто побеждал и на каких этапах, и почему заказчик принимал менее продвинутые решения, отказываясь от рискованных, но перспективных инноваций, - рассказывает о содержании книги Зрелов. - Молодёжь – вот о ком мы думали в первую очередь, работая над книгой. Схемы, чертежи, расчёты, анализ проблем и попытки представить их решение – то, что необходимо молодым конструкторам, чтобы направить их мысль в ту или иную сторону. Ведь именно им, будущим разработчикам, важно понять имеющиеся тенденции в двигателестроении, через прошлое заглянуть в будущее, понять тренды, линии развития.
Текст книги сопровождает богатый графический материал – узлы, разрезы, чертежи, графики. Авторы уверяют: эта информация уникальна, даже всезнающий интернет не сможет представить данные в таком виде.
- Сбор материалов для книги – отдельная история, про неё тоже можно книгу писать, - улыбается профессор Зрелов. – Было время, ежегодно проходили международные форумы, посвящённые двигателестроению, разнообразные выставки. Приезжали специалисты из разных стран, устанавливались личные контакты. Дружеские отношения помогали получить доступ к материалам, которые вообще никогда не публиковались. К тому же я являюсь членом британского авиадвигательного фонда Rolls-Royce Heritage Trust. Фонд распространяет информационные бюллетени, содержащие массу технических сведений о разработке двигателей, анализе допущенных ошибок, особенностях технологий и прочем. Да, они в большей степени имеют рекламный характер, но интересных с точки зрения конструкторской мысли моментов там немало. Заказывал книги из-за рубежа, часть литературы привозили иностранные студенты, обучающиеся в Самаре, в университете.
Вектор движения инженерно-конструкторской мысли General Electric стал основой для структурной организации книги. Авторы искали ответы на вопрос, почему одни двигатели становились популярными, выходили в серию, а другие – с более продвинутыми характеристиками – оказывались невостребованными.
По замыслу авторов философия книг о двигателях заключается в том, чтобы способствовать расширению инженерного, технического кругозора людей, работающих в отрасли. Увидеть разные школы, понять ход инженерной мысли относительно тех или иных узлов, проанализировать результаты испытаний – и всё это в политическом, экономическом, военном, научном контексте.
Одни из первых читателей - студенты РГАТУ имени П.А. Соловёва, будущие инженеры-конструкторы - издание оценили.
- Книга – это не просто источник информации. Это концентрированное знание, опыт многих поколений конструкторов, разработчиков, их мысль, выраженная в чертежах, формулах, графиках. Даже беглого просмотра достаточно, чтобы понять: информации подобного качества – с чёткой структурой, пояснениями, анализом – в интернете просто нет. То есть можно, конечно, найти какие-то отдельные сведения, но целостной картины, дающей полное понимание того, как создавали, как работали эти двигатели, не найти. И в этом ценность книги, - говорит студент РГАТУ проекта «Крылья Ростеха» Павел Мелентьев. - Да, нам уже в скором будущем предстоит создавать двигатели будущего, двигатели нового поколения. Но лишь тщательное изучение прошлого опыта, анализ удачных и ошибочных решений, сделает твою собственную работу эффективной и целенаправленной.
Текст книги сопровождает богатый графический материал – узлы, разрезы, чертежи, графики. Авторы уверяют: эта информация уникальна, даже всезнающий интернет не сможет представить данные в таком виде.
- Сбор материалов для книги – отдельная история, про неё тоже можно книгу писать, - улыбается профессор Зрелов. – Было время, ежегодно проходили международные форумы, посвящённые двигателестроению, разнообразные выставки. Приезжали специалисты из разных стран, устанавливались личные контакты. Дружеские отношения помогали получить доступ к материалам, которые вообще никогда не публиковались. К тому же я являюсь членом британского авиадвигательного фонда Rolls-Royce Heritage Trust. Фонд распространяет информационные бюллетени, содержащие массу технических сведений о разработке двигателей, анализе допущенных ошибок, особенностях технологий и прочем. Да, они в большей степени имеют рекламный характер, но интересных с точки зрения конструкторской мысли моментов там немало. Заказывал книги из-за рубежа, часть литературы привозили иностранные студенты, обучающиеся в Самаре, в университете.
Вектор движения инженерно-конструкторской мысли General Electric стал основой для структурной организации книги. Авторы искали ответы на вопрос, почему одни двигатели становились популярными, выходили в серию, а другие – с более продвинутыми характеристиками – оказывались невостребованными.
По замыслу авторов философия книг о двигателях заключается в том, чтобы способствовать расширению инженерного, технического кругозора людей, работающих в отрасли. Увидеть разные школы, понять ход инженерной мысли относительно тех или иных узлов, проанализировать результаты испытаний – и всё это в политическом, экономическом, военном, научном контексте.
Одни из первых читателей - студенты РГАТУ имени П.А. Соловёва, будущие инженеры-конструкторы - издание оценили.
- Книга – это не просто источник информации. Это концентрированное знание, опыт многих поколений конструкторов, разработчиков, их мысль, выраженная в чертежах, формулах, графиках. Даже беглого просмотра достаточно, чтобы понять: информации подобного качества – с чёткой структурой, пояснениями, анализом – в интернете просто нет. То есть можно, конечно, найти какие-то отдельные сведения, но целостной картины, дающей полное понимание того, как создавали, как работали эти двигатели, не найти. И в этом ценность книги, - говорит студент РГАТУ проекта «Крылья Ростеха» Павел Мелентьев. - Да, нам уже в скором будущем предстоит создавать двигатели будущего, двигатели нового поколения. Но лишь тщательное изучение прошлого опыта, анализ удачных и ошибочных решений, сделает твою собственную работу эффективной и целенаправленной.
Как будущий инженер-конструктор, очень рад, что есть люди, занимающиеся просвещением взрослых и детей в авиадвигателестроительной сфере. Те, которые занимаются поиском и анализом различных интересных, конструктивных и технологических решений, а также ошибок, допущенных в процессе проектирования и производства авиационных двигателей, - рассуждает студент РГАТУ проекта «Крылья Ростеха» Алексей Столбов. - Для нас, будущих инженеров авиадвигателестроительного направления, да и для работающих инженеров-конструкторов, очень важно понимать, на каком этапе развития находятся наши западные коллеги, какие были допущены ошибки и каким образом они добились тех результатов, которые представляют сегодня в своей продуктовой линейке.
Материал подготовлен издательством «Медиарост»
Материал подготовлен издательством «Медиарост»