Новости 2025

Академия наук авиации и воздухоплавания поддержала историческую рубрику "История отечественной авиации" в журнале "Крылья Родины".

ВАРИАНТ ВАРИАНТУ РОЗНЬ (к теме обозначений самолетов)

Автор:
Сергей Дмитриевич Комиссаров,
главный редактор журнала «Крылья Родины», академик АНАиВ
Поговорим на этот раз о том, как в принятой у нас системе обозначений самолётов получают отражение различные варианты и модификации летательных аппаратов.

Для начала проясним терминологию. У нас термины «вариант» и «модификация» обычно употребляются как равнозначные синонимы с общим смыслом «разновидность». Однако, строго говоря, «модификация» означает «видоизменение», и в англоязычной авиационной лексике слово modification употребляется в значении именно процесса видоизменения, а в результате этого процесса возникает variant или, чаще, version (вариант в нашем понимании).

Считается (или так психологически воспринимается), что каждое буквенное обозначение со своим номером относится к отдельному типу (по этой логике Ла-5 и Ла-7 – отдельные типы), а варианты обозначаются путём добавления буквенного индекса (суффикса) после цифры – Ла-5ФН, Ла-7УТИ, МиГ-17ПФ и т.п. Это, однако, чистая условность. Если рассматривать понятия «тип» и «вариант» по существу, а не формально, нетрудно убедиться, что Ла-7 – не более чем вариант самолёта Ла-5 с не столь уж большими различиями, а Як-18Т настолько отличается от исходного Як-18 (другой фюзеляж), что заслуживал бы нового порядкового номера как отдельный тип. (Разграничение понятий «тип», «вариант», «модификация» по существу, т.е. независимо от названия, представляет собой отдельную тему, к которой мы вернёмся в конце данной статьи).

Буквенные индексы для различения вариантов чрезвычайно многообразны и не укладываются в чёткую систему. Они даются в целом произвольно, зачастую для конкретного случая, однако немалое количество «устоявшихся» индексов получило широкое применение.

Индексы вариантов «по алфавиту»: Ту-134А (сверху), Ан-26Б (снизу)

Самый элементарный случай – это обозначение варианта очередными буквами по алфавиту – А, Б, В и т.д. (Ан-10А, -Б, -В; Ту-134А, -Б; Ту-154А, -Б; Ан-12А, -Б; Ан-24А, -Б; и др.). Чаще, однако, буквенные индексы имеют определённый смысл. Приведём перечень наиболее употребительных «смысловых» индексов для обозначения вариантов.

В – водный (Ан-2В)
В – вывозной (Як-9В)
В – высотный (И-153В)
ВКП – воздушный командный пункт (Ил-86ВКП)
ВПУ – воздушный пункт управления (Ту-214ВПУ)
Г – грузовой (Ил-18Г)
Г – гидро (Як-12Г)
ГК – герметическая кабина (Як-7ГК)
Д – дальний (Ту-2Д, Як-7Д)
Д –деловой (Ан-74Д)
Д – десантный (Ил-12Д)
Д – дизельный (ТБ-3Д, Аккорд-201Д)
ИС – истребитель сопровождения (ББ-22ИС)
К – «коммерческий», т.е. экспортный (Су-25К)
К – конвертируемый, т.е. грузопассажирский (Як-40К)
К – корабельный (Ка-52К)
К – [летающий] кран (Ми-10К)
К – криогенное топливо (Ту-214К, Ту-330К)
К – ракетоносец (Ту-22К, Ту-95К; от слова «комплекс [вооружения]»)
Л – лесоохрана
ЛЛ – летающая лаборатория (Ил-76ЛЛ)
ЛП – лесопожарный (Ан-24ЛП)
ЛР – ледовый разведчик (Ан-24ЛР, Ан-26ЛР)
М – мишень (МиГ-15М, МиГ-19М, Ил-28М)
М – модифицированный (Ил-14М, Ми-1М)
Н – носитель (Ту-95Н)
НХ – народнохозяйственный (Ми-1НХ)
ОН – «Открытое небо» (Ту-214ОН)
П – пассажирский (Ан-2П, Ил-14П, Ми-4П)
П – патрульный (Ан-72П)
П – перехватчик ( МиГ-25П)
П – пилотажный (Як-18П)
П – поплавковый (ТБ-1П)
П – постановщик помех (Ту-16П, Ту-22П)
П – противопожарный (Ил-76ТДП/Ил-76МДП)
П – пушечный (И-16П, Як-3П)
ПЛ – противолодочный (Ми-14ПЛ)
ПЛО – противолодочной обороны (Бе-6ПЛО)
ПП – постановщик помех (Ан-12ПП, Ми-8ПП)
ПС – поисково-спасательный (Ан-12ПС, Ми-4ПС)
Р – разведчик (Ил-28Р, Як-28Р)
Р – реактивный (Як-7Р проект)
РК – разведчик-корректировщик (Ми-1РК, Ми-4РК)
РР – радиационный разведчик (Ан-12РР, Як-28РР)
РР – рыборазведка (Ил-14РР)
РТ – ретранслятор (Ил-20РТ)
РТР – радиотехническая разведка (Ил-28РТР)
РХР – радиационно-химическая разведка (Ми-24РХР)
РЦ – разведчик-целеуказатель (Ту-95РЦ, Ка-25РЦ)
С – административно-деловой вариант «салон» (Ми-8С, Ми-4С)
С – санитарный (Ан-2С)
СКИП – самолётный командно-измерительный пункт (Ил-76МД СКИП)
СС – спасательная служба (Бе-6СС)
СХ – сельскохозяйственный (Ан-2СХ)
Т – танковый (Як-3Т. Як-9Т)
Т – торпедоносец (Ил-4Т, Ил-28Т
Т – транспортный (Ил-12Т, Ил-14Т)
ТД – транспортно-десантный (Ан-2ТД)
ТД – транспортный, дальний (Ил-76ТД)
ТК – транспортный конвертируемый (Ан-74ТК)
ТК – турбокомпрессор (Як-3ТК)
ТР – транспортно-разведывательный (Бе-6ТР)
ТС – транспортно-санитарный (Ил-18ТС)
У – учебный (МиГ-21У, Ил-28У)
У – улучшенный (Як-9У)
У – уширенный (Як-24У)
УБ – учебно-боевой (Су-25УБ)
УТИ – учебно-тренировочный истребитель (МиГ-15УТИ)
УШ – учебно-штурманский (Ан-24УШ)
Ф – форсаж (МиГ-21Ф)
Ф – фотосъёмочный (Ан-38Ф, проект)
ФК – фотокартографический (Ил-14ФК, Ан-24ФК)
Ш – штурмовик (Ил-28Ш, МиГ-21Ш)
Ш (учебно) штурманский (Ан-8Ш, Ан-26Ш)
ШТ – штабной (Ан-24ШТ)
Э – экранопланный вариант (Ан-2Э)

Приведенные выше индексы могут сочетаться друг с другом. Так, Ми-1М+НХ даёт Ми-1МНХ, Ту-22К+Д даёт Ту-22КД, и т.п.
Новости Академии