Академия наук авиации и воздухоплавания поддержала историческую рубрику "История отечественной авиации" в журнале "Крылья Родины".
ВАРИАНТ ВАРИАНТУ РОЗНЬ (к теме обозначений самолетов)
Автор: Сергей Дмитриевич Комиссаров, главный редактор журнала «Крылья Родины», академик АНАиВ
Поговорим на этот раз о том, как в принятой у нас системе обозначений самолётов получают отражение различные варианты и модификации летательных аппаратов.
Для начала проясним терминологию. У нас термины «вариант» и «модификация» обычно употребляются как равнозначные синонимы с общим смыслом «разновидность». Однако, строго говоря, «модификация» означает «видоизменение», и в англоязычной авиационной лексике слово modification употребляется в значении именно процессавидоизменения, а в результате этого процесса возникает variant или, чаще, version (вариант в нашем понимании).
Считается (или так психологически воспринимается), что каждое буквенное обозначение со своим номером относится к отдельному типу (по этой логике Ла-5 и Ла-7 – отдельные типы), а варианты обозначаются путём добавления буквенного индекса (суффикса) после цифры – Ла-5ФН, Ла-7УТИ, МиГ-17ПФ и т.п. Это, однако, чистая условность. Если рассматривать понятия «тип» и «вариант» по существу, а не формально, нетрудно убедиться, что Ла-7 – не более чем вариант самолёта Ла-5 с не столь уж большими различиями, а Як-18Т настолько отличается от исходного Як-18 (другой фюзеляж), что заслуживал бы нового порядкового номера как отдельный тип. (Разграничение понятий «тип», «вариант», «модификация» по существу, т.е. независимо от названия, представляет собой отдельную тему, к которой мы вернёмся в конце данной статьи).
Буквенные индексы для различения вариантов чрезвычайно многообразны и не укладываются в чёткую систему. Они даются в целом произвольно, зачастую для конкретного случая, однако немалое количество «устоявшихся» индексов получило широкое применение.
Индексы вариантов «по алфавиту»: Ту-134А (сверху), Ан-26Б (снизу)
Самый элементарный случай – это обозначение варианта очередными буквамипо алфавиту– А, Б, В и т.д. (Ан-10А, -Б, -В; Ту-134А, -Б; Ту-154А, -Б; Ан-12А, -Б; Ан-24А, -Б; и др.). Чаще, однако, буквенные индексы имеют определённый смысл. Приведём перечень наиболее употребительных «смысловых» индексов для обозначения вариантов.
В – водный (Ан-2В) В – вывозной (Як-9В) В – высотный (И-153В) ВКП – воздушный командный пункт (Ил-86ВКП) ВПУ – воздушный пункт управления (Ту-214ВПУ) Г – грузовой (Ил-18Г) Г – гидро (Як-12Г) ГК – герметическая кабина (Як-7ГК) Д – дальний (Ту-2Д, Як-7Д) Д –деловой (Ан-74Д) Д – десантный (Ил-12Д) Д – дизельный (ТБ-3Д, Аккорд-201Д) ИС – истребитель сопровождения (ББ-22ИС) К – «коммерческий», т.е. экспортный (Су-25К) К – конвертируемый, т.е. грузопассажирский (Як-40К) К – корабельный (Ка-52К) К – [летающий] кран (Ми-10К) К – криогенное топливо (Ту-214К, Ту-330К) К – ракетоносец (Ту-22К, Ту-95К; от слова «комплекс [вооружения]») Л – лесоохрана ЛЛ – летающая лаборатория (Ил-76ЛЛ) ЛП – лесопожарный (Ан-24ЛП) ЛР – ледовый разведчик (Ан-24ЛР, Ан-26ЛР) М – мишень (МиГ-15М, МиГ-19М, Ил-28М) М – модифицированный (Ил-14М, Ми-1М) Н – носитель (Ту-95Н) НХ – народнохозяйственный (Ми-1НХ) ОН – «Открытое небо» (Ту-214ОН) П – пассажирский (Ан-2П, Ил-14П, Ми-4П) П – патрульный (Ан-72П) П – перехватчик ( МиГ-25П) П – пилотажный (Як-18П) П – поплавковый (ТБ-1П) П – постановщик помех (Ту-16П, Ту-22П) П – противопожарный (Ил-76ТДП/Ил-76МДП) П – пушечный (И-16П, Як-3П) ПЛ – противолодочный (Ми-14ПЛ) ПЛО – противолодочной обороны (Бе-6ПЛО) ПП – постановщик помех (Ан-12ПП, Ми-8ПП) ПС – поисково-спасательный (Ан-12ПС, Ми-4ПС) Р – разведчик (Ил-28Р, Як-28Р) Р – реактивный (Як-7Р проект) РК – разведчик-корректировщик (Ми-1РК, Ми-4РК) РР – радиационный разведчик (Ан-12РР, Як-28РР) РР – рыборазведка (Ил-14РР) РТ – ретранслятор (Ил-20РТ) РТР – радиотехническая разведка (Ил-28РТР) РХР – радиационно-химическая разведка (Ми-24РХР) РЦ – разведчик-целеуказатель (Ту-95РЦ, Ка-25РЦ) С – административно-деловой вариант «салон» (Ми-8С, Ми-4С) С – санитарный (Ан-2С) СКИП – самолётный командно-измерительный пункт (Ил-76МД СКИП) СС – спасательная служба (Бе-6СС) СХ – сельскохозяйственный (Ан-2СХ) Т – танковый (Як-3Т. Як-9Т) Т – торпедоносец (Ил-4Т, Ил-28Т Т – транспортный (Ил-12Т, Ил-14Т) ТД – транспортно-десантный (Ан-2ТД) ТД – транспортный, дальний (Ил-76ТД) ТК – транспортный конвертируемый (Ан-74ТК) ТК – турбокомпрессор (Як-3ТК) ТР – транспортно-разведывательный (Бе-6ТР) ТС – транспортно-санитарный (Ил-18ТС) У – учебный (МиГ-21У, Ил-28У) У – улучшенный (Як-9У) У – уширенный (Як-24У) УБ – учебно-боевой (Су-25УБ) УТИ – учебно-тренировочный истребитель (МиГ-15УТИ) УШ – учебно-штурманский (Ан-24УШ) Ф – форсаж (МиГ-21Ф) Ф – фотосъёмочный (Ан-38Ф, проект) ФК – фотокартографический (Ил-14ФК, Ан-24ФК) Ш – штурмовик (Ил-28Ш, МиГ-21Ш) Ш (учебно) штурманский (Ан-8Ш, Ан-26Ш) ШТ – штабной (Ан-24ШТ) Э – экранопланный вариант (Ан-2Э)
Приведенные выше индексы могут сочетаться друг с другом. Так, Ми-1М+НХ даёт Ми-1МНХ, Ту-22К+Д даёт Ту-22КД, и т.п.