Новости

Академия наук авиации и воздухоплавания поддержала историческую рубрику "Герои Первой мировой" в журнале "Крылья Родины". Григорий Сук - Подмосковный Ас Второй Отечественной.

Авторы:
Евгений Александрович Дмитриев, исследователь, проект «Как медведь полярным стал»;
Федор Вадимович Пущин, ученый секретарь Наро-Фоминского историко-краеведческого музея; специалист Центра современной истории, проект «Как медведь полярным стал».
110 лет назад, 1 августа 1914 года, после объявления войны Германией Российская империя вступила в Первую мировую войну. Военный конфликт, определивший на многие десятилетия ход всей мировой истории, равного которому по масштабу боевых действий, людских потерь и политическим последствиям, человечество до этого не могло себе и представить. После 28 июля 1914 года, когда Австро-Венгрия объявила войну Сербии, в эту мировую бойню были втянуты все крупные европейские государства, включая Российскую империю. Не смотря на огромные человеческие потери, глобальные мировые политические и географические изменения, этот период можно охарактеризовать и рождением современной военной науки. Именно в период Первой мировой войны получили свое активное развитие внедрение новых видов вооружений, оружие массового уничтожения, новые рода войск. Появились танки, химическое оружие, на море начали использоваться подводные лодки, активно использовалась авиация. К началу Первой мировой войны у Российского императорского воздушного флота было более 260 летательных аппаратов. Он считался одним из самых больших в мире. Помимо французских моделей «Ньюпор», «Фарман», «Вуазен», «Моран» и др., выпускавшихся по лицензии в России и закупаемых за рубежом, на вооружении РИАФ стояли самолеты и отечественного производства. Например, первый в мире самолет-штурмовик «Лебедь», разведчик «Анатра», а также первый в мире многомоторный бомбардировщик дальнего действия «Илья Муромец».

На военную авиацию были возложены функции ведения воздушных разведок, корректировки огня артиллерии, подавление и уничтожение живой силы и огневых средств противника, обеспечивание господства в воздухе путем воздушных боев и налетов на аэродромы. Самолеты предназначались как для поддержки сухопутных войск, так и военно-морского флота в составе морской авиации. В прессе стали появляться имена первых русских летчиков-асов таких как: капитан Е. Н. Крутень, подполковник А. А. Козаков, прапорщик В. И. Янченко, капитан П. В. Аргеев, капитан 2-го ранга А. Н. Северский, поручик И. В. Смирнов, лейтенант М. И. Сафонов, капитан Б. В. Сергиевский. В этот список входит и герой нашего повествования, полный Георгиевский кавалер, один из самых результативных русских асов, сбивший по некоторым данным 12 машин неприятеля, Григорий Эдуардович Сук. Ас, погибший, не дожив нескольких дней до своего 21-летия, и ставший последним русским лётчиком, погибшим в годы Великой войны.

«Нет ничего случайного, даже если вы и не находите закономерностей».
Лобсанг Рампа

Как и всякая хорошая история, наша началась с предыстории. Каким же образом Григорий Сук проявил себя в поле зрения работы биографического проекта «КАК МЕДВЕДЬ ПОЛЯРНЫМ СТАЛ», посвящённого изучению жизни и популяризации личности полярного лётчика, Героя Советского Союза Павла Головина? Не раз у нас возникал закономерный вопрос – кто же сформировал желание летать у простого нарофоминского мальчишки не имевшего даже приблизительного понятия об авиации?

В своей автобиографичной повести «Как я стал лётчиком» Павел Головин, описывая свое пристрастие увлечение авиацией, изменившее всю его жизнь, упоминает некоего «дядю Гришу» - молодого парня, сына одного из отцовских друзей из Рассудово, бывавшего у них в гостях. Военная форма «дяди Гриши» и рассказы о воздушных баталиях Первой Мировой определили авиацию, как главную страсть маленького Пашки на всю оставшуюся жизнь. Методом нехитрых исключений мы получили уроженца имения Рассудово Рудневской волости Верейского уезда Московской губернии, самого юного аса Первой Мировой войны Григория Сука. Личность весьма легендарную и хорошо известную, но в довольно узких кругах.

ГРИГОРИЙ ЭДУАРДОВИЧ СУК

Родился будущий русский ас 12 декабря 1896 г. в подмосковном имении Рассудово. Отец его, Эдуард Иванович Сук - австрийский подданный, потомственный почетный гражданин города Москвы, заведовал лесным хозяйством Товарищества Воскресенской мануфактуры, находившемся в селе Нара-Фоминском. Своей необычной фамилией обязан чешским корням. Брат его Вячеслав (Вацлав) Иванович известный композитор, главный дирижёр Большого театра. Мать - Любовь Осиповна Сорокина дочь известного русского врача, окончила женское Мариинское училище в Петербурге и имела специальность домашней учительницы. Её же брат, Сергей Осипович Сорокин, управлял подмосковными имениями графа Сергея Дмитриевича Шереметева. Именно он и явился тем связующим звеном между семьями Суков и Головиных. Любовь Осиповна сама дала начальное образование Грише и двум его братьям Борису, старшему, которого домашние почему-то звали «дедом» и младшему Алексею. Влияние дядей было столь велико, что определяло векторы развития троих братьев Сук. Гриша с «дедом» обожали маминого брата и полностью разделяли его страсть к природе и приключениям, Алексей больше тяготел к музыке, обнаруживая влияние папиного.

Курсант Гатчинской авиашколы Григорий Сук. 1915 год

Росли братья в окружении любящих родителей и дружных родственников, аллей вековых сосен и лип, населявших «барский парк», как именовали лес вокруг местные мужики. С ранних лет Гриша показывал способности к рисованию, любил охоту, страсть к которой привил дядя Сергей Осипович, а с подачи дяди Вацлава прекрасно разбирался в музыке. В 1913 г., по окончании Московской Практической академии коммерческих наук, берёт уроки живописи, строя планы в будущем стать архитектором, но 14-й год путает планы на будущее не только у вчерашнего гимназиста Сука, но и у всей страны. Начинается Первая Мировая война. На волне бурного роста волны патриотизма, окатившей всю Россию, Григорий, как и тысячи его сверстников, записывается в армию «вольно определившимся» так тогда называли добровольцев. Единственная льгота в данном статусе, это выбор рода войск. Будучи личностью творческой и достаточно романтической, наш юный герой подает прошение в Гатчинскую школу авиаторов. Только-только зародившись, авиация впервые используется в боевых действиях, и лётчики как новый военный класс приковывают к себе особое внимание.

«Война - дело молодых»

По прибытии в Гатчину энтузиазм юных патриотов несколько остудили бывшие кирасирские казармы. Вши и большая скученность людей в помещении, 170 человек против нормы в 50, не совсем располагали к романтическим настроениям будущих авиаторов. 30 мая 1915 г., через несколько дней после своего прибытия, он пишет матери: «Милая мамуся! Попал я в Гатчину, в казармы, в самый сущий земной ад. Помещение ужасное. Общие нары, короткие, так что не хватает даже лечь, и, кроме того, страшная теснота и грязь, клопы. Терплю исключительно из - за попадания в Коломяги на аэродром.…»
Новости Академии